Любовь Хрулёва
Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе и с детьми с ОВЗ
▼ Скачать
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Именно требования ФГОС, стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольного учреждения.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
• При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.
• При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.
Публикация «Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе и с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
• В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».
Отличительные особенности интерактивных занятий :
• необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала.
• логическая взаимообусловленность, взаимосвязь разных предметов.
• свободное размещение наглядного материала
• смена динамических поз
Интерактивные технологии обучения : диалоговое обучение, получение знаний, анализ поведения других детей, планирование своего поведения, реализация замысла педагог – ребенок, ребенок - педагог
«Кластер» – это технология, помогающая свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. (картинка, игрушка, эмоция)
«Работа в парах» Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполняют предложенное задание. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества. Примеры работы в паре :
- дети по очереди описывают картинку
Микрофон - технология работы, в ходе которой дети вместе с педагогом образуют круг и, передавая друг другу имитированный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.
Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. «Съедобное – не съедобное» «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.
«Предвидение» - технология работы с детьми, в ходе которой предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.
Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца.
Или рассматривая картинки, придумываем варианты развития событий.
«Синтез мыслей» - технология работы, в ходе которой дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.
«Карусель» Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.
Для этого необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круге, показывают положительную эмоцию, а дети стоящие во внешнем круге называют противоположную. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют название эмоции, сравнивают, анализируют.
«Дискуссия» - это технология коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.
В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти. Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы. Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю.»,
«Я считаю.», «По моему мнению.», «Я согласен, но.», «Я не согласен, потому что.».
Технология «Аквариум» - форма диалога, когда детям предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Смысл заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
- Что дает этот прием дошкольникам?
Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.
Результаты интерактивного обучения :
активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
повышается интерес и желание участвовать в работе;
умение высказать свое мнение и отстоять его;
развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха);
формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.