Лабеева Наталья Александровна
Социо-игровая технология как средство развития дошкольников в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство –это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В настоящие время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания, - процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим – с взрослыми и сверстниками. Способствуют этому развивающие игровые технологии, в том числе социо-игровая технология, которую я взяла за основу своего опыта.
Публикация «Социо-игровая технология как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО» размещена в разделах
Социо-игровая технология – это игры и занятия детей в микро группах, позволяющие ребенку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослым. Общение детей в рамках данной технологии организовываю в три этапа:
На первом этапе: учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, развивается собственная речь.
На втором этапе: общение является целью – ребенок на практике осознает, как надо организовать свое общение в микро группе, чтобы выполнить учебную задачу.
На третьем этапе общения: это педагогическое средство, то есть через общение педагог обучает дошкольников.
Сущность социо-игровой технологии подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребенка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживленно обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Суть социо-игровой технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях.
1правило:применяют работу в малых группах. В младшем возрасте – в пары и тройки, в старшем – по 5-6 детей. В таких группах есть естественность, как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе компанию, напарника, быть интересными другим, высказывать свое мнение и выслушивать других. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими. Одним из непременных условиях социо-игровой технологии является постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями.
2правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен что способствует снятию эмоционального напряжения.
4правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода жолжно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженности во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов.
У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: Социо-игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
6 правило: принцип полифонии «за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими сверстниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше
Социо-игровая технология строится на разных игровых заданиях для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
-игры задания для рабочего настроя;
-игры для приобщения к делу, во время выполнения которых выстраивается деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом.
-игры разминки – объеденяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;
-задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Один из авторов социо-игровой технологии В. М. Букатов говорит: «У социо-игровой технологии хитрый стиль. Он заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятий так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле».