Светлана Баранова
Игровая технология «синквейн» как средство развития речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая технология - «синквейн», как средство развития речи старших дошкольников.
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинский
В нашей стране происходят изменения в социально-экономической, политической сферах, развивается область информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим вносятся поправки в сфере образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Публикация «Игровая технология „синквейн“ как средство развития речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого.
Развитие речи у детей и на сегодняшний день представляет собой актуальную проблему.
Для того чтобы работа была успешной, воздействие на развитие речи должно быть системным. На занятиях с детьми необходимо максимально использовать все известные приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Считаю что, одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Данный метод направлен на синтез, анализ, обобщение материала. Лаконичность формы представления синквейна развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях, при этом проявляются и творческие способности учащихся.
При использовании синквейна придерживаюсь следующих правил:
1 строка — тема синквейна, выраженная одним словом, обычно именем существительным, которое обозначает объект или предмет.
2 строка — описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка — одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
В моей работе по развитию речи были составлены синквейны на темы:
- природа;
- картина и литературные герои;
- мама и папа;
- настроение;
- по лексическим темам.
Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Пример, составленного ребенком синквейна об осени:
«Осень.
Яркая, разноцветная.
Украшает, восхищает, танцует.
Красивое время года.
Красавица!»
Синквейн об апельсине:
«Апельсин.
Круглый, оранжевый.
Висит, растет, зреет.
Апельсин очень вкусный.
Фрукт».
Синквейн о дожде:
«Дождь.
Мокрый, холодный.
Капает, стучит, льется.
Я не люблю дождь.
Вода».
Синквейн о семье:
«Семья.
Дружная, веселая.
Любит, помогает, гордится.
Вся семья вместе-и душа на месте.
Мой дом».
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко.
Синквейн позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностноориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми.