Анжелла Шепенева
Совокупность психолого-педагогических условий как фактор развития исследовательской деятельности старших дошкольников
▼ Скачать
В настоящее время стало очень важно воспитать активного, инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в разных ситуациях. Дошкольные образовательные организации, как первая ступень в образовании, уже определили, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Эти характеристики раскрыты в ФГОС ДО. Все они имеют благоприятные условия для развития в ходе организации и внедрения детских исследовательских проектов. Что же нужно для того чтобы дети проявляли интерес к исследовательской деятельности и получали от этого удовольствие? На наш взгляд, необходимо совокупное воздействие нескольких факторов – мотивация ребенка, окружающая развивающая среда, заинтересованность воспитывающих взрослых. В настоящее время в учреждении созданы определенные психолого-педагогические условия, способствующие развитию исследовательской деятельности воспитанников, совокупность которых, приводит к положительной динамике. Проведена методическая работа по подготовке педагогов, развивающая среда возрастных групп и прогулочных участков насыщена оборудованием и материалами для исследовательской деятельности, в учреждении разрабатываются как педагогические, так и детские индивидуальные проекты. Остановлюсь подробнее на системе работы учреждения по подготовке детских индивидуальных исследовательских проектов.
Публикация «Совокупность психолого-педагогических условий как фактор развития исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Активно организовать и внедрять индивидуальные детские исследовательские проекты педагоги организации начинают с детьми старшего дошкольного возраста. Это обусловлено психологическими особенностями старших дошкольников. Ежегодно проводится исследование развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста на основе анкеты «Изучение познавательных интересов» (В. С. Юркевича). Данные, полученные в ходе исследования, служат для выделения группы детей с высоким уровнем развития познавательного интереса для участия в индивидуальных исследовательских проектах. Далее, на основе наблюдений педагогов определяются интересы воспитанников. После этого организуется индивидуальное, точечное взаимодействие с ребенком. В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей воспитанника, образовательного уровня родителей, педагоги используют одну из следующих схем руководства исследовательской деятельностью ребёнка :
1. Педагог ставит проблему и намечает пути ее решения, а само решение, его поиск самостоятельно осуществляет ребёнок.
2. Педагог только ставит проблему, а метод ее решения ребенок ищет самостоятельно.
3. Постановка проблемы, нахождение метода и разработка самого решения осуществляется ребёнком самостоятельно.
Немаловажное значение в подготовке индивидуальных исследовательских проектов с дошкольниками играет связь с родителями и их непосредственная заинтересованность. В течении последних 3 лет педагоги учреждения становились руководителями индивидуальных проектов, которые дети реализовали за пределами детского сада, то есть непосредственным помощником для ребёнка выступали родители, другие члены семьи. Заинтересовывающим моментом для воспитывающих взрослых чаще всего становится возможность их ребёнка принять участие в конкурсе. Для родителей это возможность почувствовать гордость за своего ребёнка, для педагогов – дополнительные баллы при формировании педагогического портфолио и денежное поощрение при ежемесячном стимулировании. Таким образом, выявив интерес ребёнка, проведя мотивацию воспитывающих взрослых, педагоги выстраивают план взаимодействия с ребёнком и родителями, направляя процесс деятельности дошкольника. Педагоги подсказывают родителям, какие вопросы задать ребёнку, что бы научить детей самостоятельно подбирать и находить необходимый материал и оборудование, пути получения информации, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, и тем самым развивать собственную исследовательскую активность. Педагог так же консультирует родителей о способах и местах получения информации в соответствии с возрастными и психологическими особенностями ребё нка-дошкольника. Так, при выполнении исследования «Зачем машине бампер», родителям было рекомендовано посетить СТО, при выполнении исследовательской работы «Что за чудо – молоко!» - фермерское хозяйство, при реализации проекта «Мой папа – егерь!» - охотохозяйство и другие. Информацию, которую дети получали в ходе экскурсий с родителями, можно получить и в интернет-пространстве, и через беседу со взрослыми, но тот сенсорный опыт, который дошкольники получили, побывав на СТО и фермерском хозяйстве запомнится им на всю жизнь и подкрепит исследование положительными эмоциями. Результаты исследовательской деятельности детей оформляют родители с помощью педагога-руководителя. Заключительный этап – презентация своей работы перед социумом. В нашем случае это рассказ о деятельности перед одногруппниками и детьми параллельной возрастной группы. Следующий этап – защита проекта на муниципальном этапе ежегодного краевого конкурса «Я – исследователь».
За последние 2 года, представляя свои исследовательские проекты на муниципальном этапе ежегодного краевого конкурса «Я – исследователь», воспитанники учреждения занимали лидирующие позиции:
2019 год – призёр (2 место) Демченко Артем «Зачем машине бампер» (руководитель Демченко О. А.);
2019 год – победитель (1 место) Сирота Максим «Новая жизнь старых вещей» (руководитель Сирота И. В.);
2020 год – 3 место Бурмицкий Илья «Что за чудо – молоко!» (руководитель Бабенко С. В.).
Не все из индивидуальных исследовательских проектов были представлены на конкурс, но наши воспитанники, проводя исследование, несомненно, получили возможность проявить инициативу и самостоятельность. В условиях защиты проектов, они продемонстрировали достаточно хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания, умение строить речевое высказывание в ситуации общения. В ходе работы над проектом, дети делали выводы, опираясь на свои знания и умения. Таким образом, при реализации индивидуальных исследовательских проектов, наши воспитанники демонстрируют достижение целевых ориентиров, обозначенных в ФГОС ДО.