Марина Николаевна Новичкова
Карта педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в группах общеобразовательной и комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Карта педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО.
1. Организационное обеспечение
Нормативно-правовые локальные акты
- Внесение в устав пункта по организации база работы с детьми с ОВЗ
- Положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу)
- Образовательная программа, включающая
- Коррекционно-развивающую программу
- Приказ о создании и положение о ПМПк
Публикация «Карта педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в группах общеобразовательной и комбинированной направленности» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
- Договор с родителями
Организация медицинского обслуживания
- Сопровождение врача-офтальмолога в учреждениях обслуживания здравоохранения
Организация питания
- Без особенностей, по основному меню ОУ
Организация взаимодействия с родителями
- На основе договора
Организация взаимодействия с МСЭ
- На основе договора
Организация взаимодействия с ПМПК
- На основе договора
Организация взаимодействия с органами социальной защиты
- На основе договора
2. Материально-техническое обеспечение
Архитектурная среда Для передвижения по коридору:
• таблички с названием групп по системе Брайля;
• тактильная дорожка в коридоре (дорожка с шероховатой поверхностью на полу);
• зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см);
• тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение наощупь);
• зрительные ориентиры на стенах и дверях;
• звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа).
Для группового помещения:
• тактильные ориентиры на каждом столе (обозначение стола наощупь);
• стены группы должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый;
• не допускается на окнах использование темных штор, освещение группы должно быть максимально доступным;
• групповая доска и столы не должны иметь глянцевую поверхность.
Специальное оборудование • пандусы, подъемники, все двери нужной ширины и без порогов,
• для слабовидящих сенсорные знаки, ограничители и показатели,
• для слепых: индивидуальная трость для передвижения по зданию,
• оборудование в спортивном зале, имеющее тактильную поверхность,
• для слабовидящих: зрительные ориентиры на спортивном оборудовании,
• столы регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы,
• для слабовидящих: указки с ярким наконечником,
• различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного использования,
• дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (столе) и дополнительное освещение доски,
• комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром,
• в спортивном зале и в коридорах необходимо проложить визуальные и тактильные направляющие для облегчения ориентировки в пространстве,
• мебель предпочтительно должна быть с закругленными углами,
• углы ковриков и другого напольного покрытия не должны загибаться и скатываться.
3. Программно-методическое обеспечение
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.
2. Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л. И. Плаксиной / авт. -сост. Е. А. Чевычелова. – Вологоград. : Учитель, 2012
3. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С. В. Алехина // Под. ред. Е. В. Самсоновой. — М. : МГППУ, 2012. — 56 с.
4. Семаго М. М. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / М. М. Семаго, В. Л. Рыскина, Т. П. Дмитриева, Л. Н. Гладилина, Е. В. Самсонова. – М. : МГППУ, 2012. – 56 с.
5. Денискина, В. З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст]// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. –№ 6. – С. 4-14.
6. Ефремова, Т. И. Развитие познавательной сферы ребенка с нарушением зрения в условиях инклюзивной группы [Текст] / Т. И. Ефремова, О. И. Шулакова// Дошкольник. – 2013. – № 2. – С. 48-53.
7. Одинокова, Н. А. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями : учеб. пособие / Н. А. Одинокова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – 159 с.
4. Формы и методы организации инклюзивного образования
Формы:
индивидуальные занятия, индивидуальная работа.
Методы:
1. Наглядные - рассматривание, наблюдение, обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, комбинированное, зрительные опоры – схемы, алгоритм действий в виде картинок с последовательностью действий.
2. Словестные - описание предмета, беседа, речевая инструкция, объяснение последовательности действий, пошаговая инструкция, алгоритм действий, положительная педагогическая оценка выполнения деятельности, ее результата.
3. Практические - игровой метод, дидактическая игра, упражнения с дидактическим материалом, наглядно-действенный показ, подражательные упражнения, элементарные опыты, моделирование, метод проектов.
5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Педагог-дефектолог (тифлопедагог,
Педагог-психолог,
Социальный педагог,
Учитель-логопед,
Тьютор (ассистент педагога,
Координатор по инклюзии (методист,
Педагог (воспитатель).