юлия собенина
Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей, чье развитие осложнено действием множественных неблагоприятных факторов. Закон РФ «Об образовании» определяет понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей воспитанников. [1]
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО» размещена в разделах
В настоящее время дети дошкольного возраста с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной сферы (восприятие, память, мышление, речь, особенно на уровне произвольности и осознанности. Также они характеризуются импульсивностью, долго не включаются в выполнение задания, быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Психолого – педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи направлено на оказание помощи в преодолении трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы, социальной адаптации, самореализации, укреплении психического и физического здоровья.
В коррекционно – развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи для достижения максимального педагогического эффекта учитываю следующие факторы:
- создание особой игровой ситуации, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема;
- актуальные и потенциальные возможности одного и того же ребенка могут различаться при выполнении разных типов заданий на занятиях;
- четкость и краткость при постановке вопроса, чтобы дети смогли его полностью осознать и вдуматься;
- своевременное переключение с одного вида деятельности на другую для профилактики быстрого утомления;
- использование разнообразного наглядного материала в соответствии с образовательными задачами.
Для психологической коррекции детей с нарушениями речи в своей работе использую следующие приемы:
1. Игровая психокоррекция в сочетании с приемами психогимнастики :
- игры, способствующие организации детей : «Утреннее приветствие», «Это я, узнай меня», «Доброе животное», «Зеркало», «Липучки», «Гусеница»;
-этюды на правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений рук, расслабление мышц, выражение эмоций, отражение положительных и отрицательных черт характера: «Изобрази животное», «Театр масок». «Покажи по разному», «Покажи, что чувствуешь», «Пантомимические сценки», «Дикий танец», «Избавься от недобрых чувств», «Шалтай – Болтай».
2. Игровые технологии с использованием пособий «Блоки Дьенеша» и «Палочким Кюизенера» при организации диагностической и коррекционно – развивающей работы, способствующие развитию познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, воспитанию творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности и сотрудничеству.
3. Песочная терапия как элемент коррекционно – развивающего занятия – одна из разновидностей игровой терапии, целью которой является предоставление возможности ребенку быть самим собой, кроме того, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, ведь играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов и психологического напряжения. Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
4. Музыкотерапия, включающая в себя:
- развивающие музыкальные игры для вовлечения неговорящего ребенка в процесс пения посредством подражания поющим детям и взрослого: «Жил в лесу колючий ежик», «Зайка серенький сидит», «Танец маленьких утят», «У оленя дом большой»;
- совместная игра на музыкальных инструментах для установления межличностных контактов;
- прослушивание отрывков из разнохарактерных музыкальных произведений: «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского, «Лебедь» К. Сен – Санса.
5. Технология социального проблемно-игрового экспериментирования и экспериментирования в области человеческих эмоций, позволяющая решать следующие задачи:
- расширение представлений об основных эмоциях;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, любознательности и познавательной мотивации,
-совершенствование коммуникативных навыков и обогащение активного словаря;
- формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми. Экспериментальная деятельность может быть представлена как элемент коррекционно – развивающего занятия по социально-эмоциональному развитию, или в форме индивидуальной работы с воспитанниками. В кабинете педагога-психолога создан центр песка и воды для проведения элементарных опытов и сеансов песочной терапии, оборудована мини - лаборатория, представленная в виде следующего оборудования: пластиковые стаканчики, кисточки, вода, гуашевые краски, трубочки для коктейля, блестки, голубая глина, маски-схемы эмоций (цветной и черно-белый вариант, цветные пластиковые пластинки, прищепки, камешки, ракушки, воздушные шары, магниты, карточки с характеристиками людей, пластиковые тарелочки, изображения злого и доброго мальчика, мыльные пузыри.
6. Сказкотерапия для ослабления негативных состояний детей, усиления положительных эмоций и восстановления душевного равновесия. Данный прием используется для индивидуальной и групповой работы, слушания, постановки, проигрывания эпизодов сказки, театрализации с использованием пальчикового и кукольного театра, для обсуждения поведения и мотивов действия персонажа, для сочинения своего продолжения или поиска другого окончания сказки.
7. Библиотерапия для психокоррекционного воздействия на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния, такой как: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Маленький принц». «Храбрый утенок», «Маугли», а также различные пословицы и поговорки.
Особенности восприятия детей с нарушениями речи диктуют необходимость использования наглядного и графического материала, для размещения которого в поле зрения детей используется магнитная доска и интерактивная панель, оснащенная разнообразными мультимедийными играми, которая используется для закрепления формируемых умений и навыков, требующих многократного повторения материала в различных вариациях.
Таким образом, использование разнообразных приемов при организации психолого – педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи способствует эффективному преодолению нарушений в речевом и психическом развитии воспитанников.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013
№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013
№ 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 21.07.2014 № 256-ФЗ).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).
3. Волкова Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – Москва: «КНИГОЛЮБ», 2004.
4. Грабенко Т. Н., Зинкевич – Евстигнеева т. д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
5. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране // Логопед. - 2004. - № 3.