Ирина Новикова
Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1-2
Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи
Новикова И. А., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 69» г. Магадан
«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант.
Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. [1]
Публикация «Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 3-4
По словам В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие учёные (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина, В. М. Бехтерева и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. [1]
Слайд 5
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, сызмальства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать, общаться.
Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычной ручкой при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности стали срочно возвращаться назад.. [2]
Проанализировав массу литературы по развитию мелкой моторики пальцев, пальчиковой гимнастики, хочется отметить, что данный вопрос остается актуальным и в наши дни.
Слайд 6
Сегодня каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы для развития мелкой моторики у детей с проблемами как в психическом так и в физического развитии.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, мы с педагогами провели углубленную работу в этом направлении.
Слайд 7
После неутешительной диагностики (примерно у 65% детей мелкая моторика пальцев не развита в соответствии с возрастом, срочно был созван ПМПк ДОУ и специалисты совместно с педагогами разработали систему коррекционного обучения развития и формирования тонких мышечных движений рук. Был составлен план и организована планомерная систематическая работа не только в логопедических, но и младших группах.
Работа проводилась в тесном контакте и с родителями. Проведено анкетирование родителей, целью которого было:
1. Выявление интереса всех членов семьи к развитию речи своего ребенка посредством развития мелкой моторики рук.
2. Информированность родителей о методах и приемах развития мелкой моторики.
Анкетирование показало, что большинство родителей имеют недостаточную информированность о методах и приёмах развития пальчиков и с удовольствием будут участвовать в нашем эксперименте.
Мы отобрали ряд игр и упражнений для каждого возраста, провели родительские собрания с презентацией игр и упражнений.
Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей.. [4, 5]
Слайд 8
1. Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
Слайд 9
2. Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.
Слайд 10
3. Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
Слайд 11
4. Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче, а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
Слайд 12-13
5. Упражнения с бумагой:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.
3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
Слайд 14-15
6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.
Слайд 16
7. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
Слайд 17-18
Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите вам помочь. Сортировать можно по цвету, по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью).Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
Слайд 19
8. Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
Слайд 20
9. Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
10. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать.
11. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики. В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
Слайд 21
Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Слайд 22
12. Игры с прищепками развивают силу руки, соотносящие движения. Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто для ребенка. Поэтому нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности.
Сначала прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или коробки и научите малыша снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Помните, что откреплять прищепки всегда легче, чем прикреплять их.
Слайд 23
Затем покажите малышу, как прищепки раскрывают свой «ротик». Скажите, что нужно сильно нажимать на прищепку, чтобы она раскрыла свой ротик. Можно назвать прищепки «крокодильчиками» и показать, как наши крокодильчики сильно открывают свой ротик.
Если у малыша уже получается с нужной силой нажимать на прищепку и раскрывать и закрывать ее, то покажите другие упражнения с прищепками и включите их в пальчиковую гимнастику.
Прикрепить прищепки к желтому картонному кругу. Получится солнышко.
Прикрепить иголки к серому полукругу. Получатся колючки для ежика.
Прикрепить прищепки к узкому длинному треугольнику. Получатся ветви дерева.
Прикрепить с помощью прищепок на веревку кукольную одежду после ее стирки.
Прикрепить четыре прищепки к силуэту мальчика (прищепки будут его ручками и ножками)
Слайд 24
Сортировать прищепки по цвету, прикрепляя их вверху на стенки ведерок или коробочек разных цветов (желтые прищепки к желтой коробочке, красные к красной).
Построить «заборчик» из прищепок, прикрепляя их к ведерку или к картонной полоске. Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика. Синие прищепки могут стать капельками дождя у тучки (прикрепляются внизу тучки, желтые прищепки – плавником и хвостом у золотой рыбки (прикрепляются к силуэту рыбки) или хвостом у птицы (прикрепляются к силуэту птички без хвоста). Если прикрепить прищепки на круг, то получится цветок. А если прикрепить к красному кругу с черными точками — изображению божьей коровки, то из прищепок получаются ее ножки. Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными.
Если движения не удаются, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко.
Слайд 25-26
13. В старшем дошкольном возрасте дети с удовольствием играют с колючими шариками Су-джок.
Су-джок терапия.
Цели:
-нормализовать мышечный тонус;
-опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Метод Су-джок – это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющие древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. «Су» по-корейски - кисть, «джок» - стопа. Кисть и стопа - это уменьшенные проекции тела человека, (голографические отражения в так называемой системе соответствия).
Слайд 27
Су-джок терапия направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (колючие шарики, пружинные колечки). Массаж проводится в речевом стихотворном сопровождении до появления тепла.
Слайд 28
Использование Су-джок в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
Слайд 29
14. Применение камушков «Марблс».. [6]
Цели:
-стимулирование деятельности ЦНС;
-развитие координации движений;
-развивать зрительное внимание, память;
- развивать тактильные ощущения;
- развитие мыслительных операций;
-стимулирование зрительно-поисковой деятельности.
Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Это универсальное средство представляет собой набор стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания могут быть использованы для детей от 3-х лет и до 7 летнего возраста.
В ходе упражнений предусмотрено не только развитие мелкой моторики, но и решение ребёнком сенсорных задач, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза, знакомство с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретение детьми новых умений и навыков, которые могли бы использовать в других видах деятельности.
Слайд 30-31
15. Торцевание - достаточно новый вид прикладного творчества, один из видов бумажного конструирования, бумагокручения. Рекомендуется для старших детей. Несмотря на свой молодой возраст, этот вид уже обрёл множество поклонников. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Работа с гофрированной бумагой развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка.. [6]
Слайд 32,33
16. Аппликация в технике квиллинг, или бумажная филигрань, - старинная техника обработки бумаги, которая открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Данная техника требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивает глазомер, чувство пропорциональности в соотнесении элементов композиции.. [6]
Слайд 34
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.. [4]
Слайд 35
17. Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама". [4]
Поначалу у детей движения были замедленные, неточные. Но постепенно воспитатели стали обращать внимание, что дети стали справляться быстрее с аппликацией, лепкой и т. д. Дети с удовольствием показывают родителям, чему они научились, дома закрепляют эти игры. Занятия по автоматизации звуков тоже пошли быстрее и интереснее, эмоционально насыщеннее.
Слайд 36,37
В конце года диагностика отразила положительную динамику в развитии мелкой моторики рук, что дает основание говорить об огромном влиянии развития моторики пальцев на развитие речи. У дошкольников улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков. При обучении элементам письма дети продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии.
Слайд 38
На своем опыте мы убедились,что тонкая моторика - это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь.. [2]
Слайд 39
Литература
1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973
3. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979
4. Кольцова М. М, Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. -СПб. ,1997
5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г.
6. Новикова И. В. Открытки и сувениры к праздникам – Ярославль: Академия развития, 2011.