Татьяна Субботина
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Субботина Татьяна Михайловна
Буду рада, если мои советы из опыта работы с детьми с расстройствами аутистического спектра пригодятся педагогам, работающих с аутятами.
1. Следите за тем, чтобы ваша речь всегда была простой и конкретной. Выражайте свою точку зрения меньшим количеством слов, когда это возможно.
Например, будет гораздо более эффективно, если вы скажете «Закройте альбомы», чем «Как только вы закончите рисовать, закройте ваши альбомы»
Публикация «Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Темочки
2. Обучайте детей конкретным социальным правилам и навыкам, например, действиям по очереди и социальной дистанции.
3. Предоставляйте ограниченный выбор.
Например, если вы просите ребенка выбрать предмет определенного цвета, положите перед ним только 2-3 предмета другого цвета, из которых он должен будет сделать выбор.
Чем больше окажется выбор, тем больше вероятность того, что аутичный ребенок смутится или растеряется.
4. Избегайте сарказма.
Если аутичный ребенок случайно сбивает со стола стопку ваших бумаг, не стоит говорить «Замечательно!» или «Ну ты и молодец!», так как ваше высказывание будет воспринято буквально, и ребенок может в будущем повторить выполненное действие.
5. Избегайте использования идиом.
Например, «Откройте уши», «держим рот на замке» и тому подобные высказывания могут серьезно озадачить аутичного ребенка.
6. Давайте ребенку возможность очень четкого выбора и стремитесь, чтобы он был закрытым, а не открытым.
Например, лучше всего, если вы спросите «Ты хочешь почитать или порисовать?», а не «Чем бы ты хотел заняться?».
7. Повторяйте инструкции и контролируйте понимание.
Используйте короткие предложения для того, чтобы сделать инструкции максимально понятными.
8. Обеспечьте очень четкую структуру обучения и составьте постоянный распорядок дня, в течение которого обязательно выделите время на игру.
9. Обучите ребенка понятию «закончено».
Для того, чтобы он мог понимать, когда заканчивается одна деятельность, и начинается что-то другое. Также хорошо использовать фотографии или картинки для описания того, как должна выглядеть «законченная» деятельность.
Например, если вы хотите, чтобы ребенок убрал в игрушки в группе, дайте ему фотографию того, каким образом группа должна выглядеть.
10. Всегда заранее предупреждайте аутичного ребенка об изменениях в привычных процедурах и распорядке дня или о смене деятельности.
11. Всегда обращайтесь к детям в персонализированной, индивидуальной манере.
Например, аутичный ребенок не всегда может понять, что процесс преподавания или проговоренные инструкции для всей группы включают и его тоже. Потому обращение по имени и сказанное «Мне нужно, чтобы ты послушал» может помочь.
12. Используйте различные методы презентации информации: визуализация, физическая подсказка, моделирование и т. д.
13. Учитывайте, что незначительное изменение в манере поведения аутичного ребенка может свидетельствовать о его беспокойстве или тревоге.
Например, вызванной небольшим изменением в привычном распорядке дня.
14. Не воспринимайте грубое или агрессивное поведение на свой счет.
Мишень для гнева ребенка не всегда связана с источником его гнева.
15. Избегайте перестимуляции. Минимизируйте или удалите предметы, отвлекающие внимание детей. Для некоторых из них стены, декорированные яркими красками или картинками, могут мешать сосредоточению, другие не в состоянии будут оставаться внимательными в шумных условиях.
16. Постарайтесь подбирать такие занятия, которые каким-то образом пересекаются с интересами ребенка.
17. Позволяйте ребенку с аутизмом избегать некоторых видов деятельности, которые он может не понять, или которые ему не нравятся.
18. Изредка разрешайте ребенку доступ к некоторым формам навязчивого (обсессивного) поведения в качестве вознаграждения за приложенные усилия.