Александр Волковский
Вовлечение детей с расстройствами аутистического спектра во фронтальную работу класса
▼ Скачать + Заказать документы
ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
ВО ФРОНТАЛЬНУЮ РАБОТУ КЛАССА.
Александр Волковский
Школа-интернат №39, г. Нижний Новгород
Ребенок с аутизмом впервые приходит в школу. Лавина новых ощущений обрушивается на них совсем неожиданно. И подчас самым трудным для особого ребенка является усидеть за партой, слушая сливающийся в единый шумовой поток неумолкающий голос учителя и детей. Ребенок не может понять что именно от него хотят и почему никто не понимает его самого. Ребенок плачет или ведет себя агрессивно. Учитель не понимает что делать, ведь ему нужно вести урок, и вот уже как бы сам собой встает вопрос об индивидуальном обучении.
Публикация «Вовлечение детей с расстройствами аутистического спектра во фронтальную работу класса» размещена в разделах
Благодаря слаженной совместной работе учителей в рамках методических объединений и педагогических советов нам удалось достичь единства в применении педагогических технологий всеми учителями при работе с классом, в котором есть ребенок с РАС. Вот наиболее значимые из них:
• Использование рутин с постепенным их дополнением новыми элементами.
• Структурирование рабочего времени и пространства.
• Использование визуальной поддержки и наглядности.
• Предотвращение нежелательного поведения.
• Минимизировать речь.
• Адресное общение, обращенное к ребенку с РАС лично.
Единство и преемственность методов достигается благодаря постоянному обмену опытом среди педагогов и стандартизации педагогических технологий в школе.
Первым этапом во включении особого ребенка во фронтальную работу является введение его в класс. При работе в классе, в рамках общего задания для всех учеников, ребенок с РАС получает личное задание соответствующее теме урока, с учетом его возможностей и особенностей. Ведя урок, учитель самостоятельно или с помощью тьютора оказывает помощь ученику в выполнении задания и корректирует ход работы.
Находясь в коллективе, особый ребенок осваивает модель поведения на уроке (при индивидуализации его учебного процесса).
В ходе адаптации к учебному процессу и к окружению, ребенок начинает проявлять внимание к происходящему на уроке и вступать в контакт с учителем и одноклассниками. Учитель создает ситуации, стимулируя детей к общению.
Второй этап - это вовлечение ребенка в работу класса с одинаковым для всех заданием. Этот этап наиболее сложен для особого ребенка, так как требует от него уже более высокого уровня коммуникации и способности воспринять и выполнить задание, данное всему классу.
Учитель, работая с классом, должен помнить об условиях, необходимых для включения ребенка с РАС во фронтальную работу :
• Задания даются на «языке понятном особому ребенку»
• Готовность ребенка к целенаправленной деятельности.
• Ученик должен знать, что он делает и когда задание закончится.
• Структурирование задания.
• Четкое обозначение долевого участия в групповых заданиях.
• Недопущение бесцельного времяпрепровождения.
• Наличие поощрения.
Именно с этого момента можно сказать о включении ребенка во фронтальную работу класса, так как здесь учитель работает со всем классом.
Заключительным этапом во включении особого ребенка во фронтальную работу является интеграция ребенка в малознакомый коллектив. Для включения ребенка с РАС в новый для него коллектив необходимы следующие компоненты:
Компетентность учителя
• Знания и запас методов и приемов работы с этой категорией детей
• Готовность к возникновению ситуаций нежелательного поведения у ребенка с РАС и предупреждению конфликтных ситуаций.
Личная готовность ученика
• У ребенка сформированы на достаточном уровне коммуникативные навыки.
• Ребенок ведет себя адекватно.
• Имеет мотивацию к целенаправленной деятельности (идём за интересами ребенка с РАС).
Готовность коллектива детей принять ребенка с РАС
В нашей школе регулярно проводятся общешкольные праздники (День Знаний, Новый год, Масленица и т. п., праздники для детей с ССД и РАС (Осень золотая, Веселые старты и т. п.) и выездные мероприятия (походы в театр, кино). Все классы участвуют в этих мероприятиях, участие бывает как пассивным (зрители, так и активным.
Школьные праздники и выездные мероприятия отражают сформированность поведения и готовность к общению и восприятию окружающих людей, что является своего рода контрольными мероприятиями для педагогов школы в целом.
Мы предполагаем, что каждый наш ребенок, покинув стены школы, воспользуется теми коммуникативными навыками, которые ему дала школа и сможет взаимодействовать со своим окружением.