Елизавета Пономарёва
Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков : свистящие (с, с’з, з', ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л', р, р', j, заднеязычные (к, к', г, г', х, х', звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т', д’, н'). У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложне.
Публикация «Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников» размещена в разделах
Все дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в следующих вариантах:
1. Полное отсутствие звука (например, [Р] или [Л]) в речи ребенка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений встречается в возрасте после 5-6 л.
2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук [Р] может заменяться на [Л], а звук [Ш] — на [С]. В этом случае ребенок говорит ЛЫБА вместо РЫБА и СУБА вместо ШУБА, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
3. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» [Р]. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком — ребенок произносит именно звук [Р], но произносит его искаженно. Сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение звуков. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно.
4. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности нарушения, ребёнок не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба, то лыба; то суба, то шуба). Причиной смешения звуков является недостаточная сформированность фонематического слуха, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (между с и ш)
Возрастной «нормой»звукопроизношения до определённого вщзраста можно считать только полное отсутствие звука или его замену другим звуком. Но после 5-6 леи т эта «норма» уже перестаёт быть такой и переходит в разряд «звуковых замен», которые в дальнейшем отражаются на письме.
Уровни неправильного произношеня звуков.
Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу («Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса — ссс. Посвисти и ты так»).
Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в отдельных простых словах, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.
Третий уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с — ш, з — ж, с' — щ, ц — ч, л — р, б — п, д — т, г — к. Предложенную ребенку фразу Бабушка сушила мокрое белье на веревке он может произнести так: «Бабушка сусыла мокрое белье на велевке».
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, в младших группах детского сада. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата. При нормальных условиях, когда в детском саду и дома осуществляется весь комплекс систематических мероприятий по формированию правильного произношения детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют детских словечек, а дают ему правильные образцы речи постепеноо нарушения звукопроизношения нивелируются. Однако уже и в этом возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Патологические нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности будет зависеть успешная подготовка его к обучению в школе.