Ульяна Громова
Как играть с ребёнком раннего возраста? Практические советы молодым родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Как играть с ребёнком раннего возраста? Практические советы молодым родителям
Часто слышу от родителей : не знаем, чем нужно заниматься с ребёнком дома.
Странное дело, покупая бытовую технику, прежде чем начать пользоваться ею, мы тщательно изучаем инструкцию: как включать, как чистить, как обращаться, чтобы не испортить и служило долго.
Публикация «Как играть с ребёнком раннего возраста? Практические советы молодым родителям» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
А вот детей зачастую растим наобум, на ощупь, не предполагая, что не любая деятельность может пойти в том или ином возрасте ребёнку на пользу. Ещё хуже, когда воспитание ребёнка мы доверяем телевизору и гаджетам.
У каждого возраста есть свои физиологические и психические особенности, своя ведущая деятельность. Исходя из этого, и из индивидуальных особенностей развития и наклонностей ребёнка необходимо строить совместную деятельность. Именно совместную, потому что до 3-х летнего возраста ребёнку для игры нужен партнёр, который будет подыгрывать, направлять, подсказывать, ненавязчиво предлагать интересные разнообразные виды деятельности, игры и игрушки. Такой партнёр в семье, конечно, родитель или другие ближайшие родственники.
Среди педагогов бытует такое понятие как педагогическая запущенность ребёнка. Ребёнок значительно отстаёт в развитии от сверстников не потому, что у него есть какие-то физиологические нарушения, а просто, потому что в каждый из периодов развития родители вели себя неправильно или вовсе не принимали должного участия в развитии ребёнка. Этим страдают, к сожалению, все дети, которые растут в детских домах и не имеют возможности полноценного общения с взрослым.
В раннем возрасте идёт активное развитие всех функций организма, умственное развитие, физическое развитие и психическое развитие. Важно равномерно сбалансировать все эти функции, не перегружать и не оставлять без внимания. Родители, опираясь на рекламу, не зная особенностей того или иного возраста, частенько начинают давать ребёнку непосильное и ненужное его возрасту. За счёт перегрузки, например, умственного развития страдает психическое, а затем и физическое развитие. Вы решили трёх летного малыша научить читать и писать? А в этом возрасте ещё не сформировано зрение и мышление настолько, чтобы воспринимать мелкие абстрактные значки, значит, пострадает зрение, от переутомления у ребёнка могут начаться психические расстройства. Как часто мы видим вундеркиндов, которые умеют складывать семизначные числа, но при этом совершенно не умеют ориентироваться в окружающем их мире, приспосабливаться к новым условиям, общаться со сверстниками, имеют нервные тики и заикание.
Итак, рассмотрим ведущие роли и определим, чем нужно и можно заниматься в том или ином возрасте.
Ведущая деятельность у малыша до 1 года является эмоциональное общение ребёнка с взрослым. Он внимательно смотрит на лицо мамы, слушает её голос, наблюдает за движением губ, затем начинает копировать эти движения, пытается повторять и звуки. Слух ребёнка в этом возрасте лучше воспринимает высокие частоты, именно поэтому мы все так мило «сюсюкаем писклявым голоском», малыш активно реагирует на такое общение, улыбается. Ребёнок в этом возрасте ориентирован на установление социальных контактов. У него формируется потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
Звучащие погремушки, игрушки разные на ощупь, разные по форме и величине, различные движущиеся мобили помогут развить у малыша зрительное, звуковое внимание, обогатят его тактильный опыт.
Но не стоит полагаться только на игрушки, для малыша важнейшую роль всё-таки играет общение с взрослым. Массаж каждого пальчика, частей тела, их называние, поможет ребёнку получить некоторые представления о себе, своём теле. Ритмичное укачивание, пение мамы колыбельных песенок помогает развивать у малыша слуховое внимание, развивает чувство ритма, всё это играет неоценимую роль в дальнейшем развитии речи.
Во всех видах деятельности не следует перегружать и перевозбуждать ребёнка, возбуждение должно чередоваться с расслаблением. Поэтому очень важно в раннем возрасте соблюдать режим : грамотное чередование сна, питания и активной деятельности.
От 1-3 лет ведущая роль принадлежит предметно-манипулятивной деятельности. Манипулирование с предметами дает возможность малышу знакомиться со всеми их свойствами и помогает устанавливать устойчивость этих свойств, а также планировать свои действия.
С двух до трёх лет время активного формирования сенсорных эталонов (форма, размер, величина, цвет, качество предмета: твёрдый, шершавый и т. д., которые он усваивает благодаря манипулятивным, обследовательским действиям. Роль взрослого не только познакомить с сенсорными эталонами, но и предложить богатую развивающую среду (по возрасту, в которой у ребёнка появится много возможностей для самостоятельного познания окружающего.
В какие игры можно поиграть в этом возрасте?
Игры на звуковое и зрительное внимание
Найди такой же по цвету. Например, перед ребёнком лежит четыре квадратика: красный, синий, зелёный, жёлтый (основные цвета для возраста 2-3 лет). Ребёнку предлагаем спрятать в свой домик игрушки такого же цвета. Можно совместить игры такого плана с рисованием или аппликацией. Например, подбери по цвету блюдечко к чашке и наклей их вместе. Можно в подобные игры играть с конструктором. Главное, проявить фантазию.
Найди пару. Набор парных картинок. Ребёнок должен отыскать такую же картинку. Как усложнение, картинки могут быть похожими по форме и размеру, но разные по цвету, иметь разный орнамент и т. д.
Что звучало? Рассматриваем с ребёнком 3-4 знакомые звучащие игрушки, называем их. Затем прячем за ширму (под платок и т. д.) Постучали, позвенели за ширмой одним из предметов и спрашиваем, какой инструмент (или игрушка) сейчас звучал.
Родители часто намеренно не покупают звучащие игрушки домой, боясь, что малыш их утомит своей дудочкой или барабаном, но такие игрушки обязательно должны быть у малыша, они должны пополняться со временем. С помощью звучащих игрушек и музыкальных инструментов ребёнок обогащает свой слуховой опыт, а также учиться манипулировать с каждым предметом соответственно его назначению, пополняет словарный запас: погремушка гремит, барабан стучит, дудочка дудит, трещотка трещит.
Обращаем внимание во время прослушивания аудиосказки или песенки, какой инструмент звучит, можно с помощью движений имитировать игру на музыкальном инструменте, а можно и подыграть по-настоящему в знакомом месте.
Что пропало?
Выкладываем в ряд 5-6 предметов, обязательно называем каждый предмет, чтобы зафиксировать их последовательность. Это могут быть игрушки, любимые книжки, геометрические фигуры, одинаковые предметы разного цвета или размера (хотя бы столовые приборы за столом во время ожидания дома ужина). Предлагаем ребёнку закрыть глаза, прячем один предмет. Ребёнок должен отгадать. Если это предметы разного цвета или формы, то при назывании ребёнок должен назвать : красный гриб, маленький шарик. Как усложнение можно не прятать предметы, а менять их местами, пока ребёнок закрыл глаза. Пускай и ребёнок будет водящим, а родитель будет закрывать глаза. Это сделает игру интересней для всех.
Игра с книгой. Возьмите сборник знакомых сказок, которые ребёнок уже хорошо знает. Открываем книжку на любой иллюстрации и ребёнок вам говорит, из какой сказки иллюстрация или уже более сложный уровень - рассказать отрывок сказки, который изображен на картинке. На развитие слухового внимания: не показывая картинок, мы зачитываем короткий отрывок из сказки и ребёнок должен угадать из какой сказки этот отрывок.
В этом возрасте ребёнок учится классифицировать предметы по цвету, форме, качеству предмета, по величине, принадлежности к группе.
Пусть в комнате ребёнка каждая вещь будет иметь своё место. После всех игр ребёнок вместе с родителями убирает всё на свои места: кубики в коробку синего цвета, карандаши в стаканчик с зайчиком, фломастеры в стаканчик с мишкой, посуду в корзинку, конструктор на полку. Данная процедура учит ребёнка не только классифицировать предметы по их назначению, но также ежедневный ритуал рождает в ребёнке чувство стабильности, а значит и уверенности в себе.
В раннем возрасте рекомендуется читать и просматривать иллюстрации одних и тех же книг. Книг не должно быть слишком много, они должны иметь красочные, крупные иллюстрации, желательно отображающие каждый сегмент сюжета. Как можно больше иллюстраций и как можно текста под ними. Иллюстрация не должна быть перегружена большим количеством героев и мелкими деталями. Свойства зрительного восприятия не позволяют в раннем возрасте уловить мелкие детали.
Чтение одной и той же книги каждый раз открывает новое для ребёнка. Сегодня он просто смотрит на яркость картинок, слушает мелодичных ритм маминого голоса, завтра он вычленяет героев, позже понимает смысл их поступков. Взрослые часто удивляются, почему малыш выбирает для чтения одну и ту же книгу. Как уже говорилось выше, постоянное повторение пройденного, рождает в ребёнке чувство стабильности, уверенности в себе, своих знаниях.
Но повторюсь, сказав, что данные рекомендации подходят лишь для указанного возраста. Сюсюканье с 5-летним малышом уже недопустимо, да и ежедневное чтение «Колобка» не подходит для старшего дошкольника.
Нужно не только читать книги, но и инсценировать их вместе с ребёнком с помощью самодельных или покупных настольных театров, игрушек Би-ба-бо (на руку, пальчиковых театров. В такой деятельности развивается речь ребёнка, умение эмоционально передать роль героя, умение запоминать последовательность действий, развивается моторика рук.
Мелкая моторика – это развитие мелких движений кисти рук. Развитие движений руки в целом и развитие мелкой моторики рук оказывают огромное влияние на развитие речи. Поэтому в раннем возрасте хорошо перекладывать мелкие предметы из одной мисочки в другую, выкладывать узора из фасоли или пуговиц, вдавливать пальчики в пластилин, вдавливать мелкие предметы в пластилин (хороши любые манипуляции с пластилином, полезно рвать бумагу, но не папины документы из банка. Подойдут и игры с мелкими предметами, которые нужно захватывать пальцами, например мозаика.
Все действия ребёнка с мелкими предметами должны быть под пристальным вниманием взрослого, чтобы обезопасить малыша от проглатывания или пристраивания бусины в ухо или в нос!
Рисование фломастерами, карандашами, красками (кисточкой, ватными палочками, ладонью и пальцами) развивают моторику рук и становятся интересны ребёнку, если рядом есть взрослый, который похвалит, подскажет, подрисует и обыграет неумелую каляку-маляку, превратив её в рыбку или смешного кота.
Игры на развитие силы дыхания также важны для развития речи. Возьмите новогодний дождик и предложите ребёнку на него подуть. Скомкав с ребёнком салфетку, дуя на неё, попробуйте, не используя рук, загнать «мячик» в воротики. Очень полезны разнообразные дудочки и губные гармошки.
Мы часто ругаем ребёнка за то, что он кривляется, кричит, высовывает язык. Но в раннем возрасте это просто необходимо ребёнку, надо просто регулировать, где можно, а где не стоит этого делать. Крик развивает лёгкие, силу голоса, связки, расслабляет ребёнка; кривляния развивают мышцы лица, укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, который развивается и готовится к освоению новых звуков.
Обязательно необходимо развивать двигательные навыки ребёнка, малыш уже умеет ходить и это расширяет его возможности познания окружающего мира. Прогулки не должны проходить сидя в коляске или на качелях. Ребёнок должен двигаться. Возьмите с собой на прогулку самокат, машинку на верёвочке, велосипед, детскую колясочку, совочек и ведёрко, всё то, что побудит ребёнка к движению.
Не уставайте каждый день рассказывать об изменениях погоды и природы на улице, обращайте внимание на птиц и животных, комментируйте их действия, помогайте ребёнку делать логические связки: солнышка не видно, потому что его закрыла туча; снег тает, потому что греет солнце и т. д. Учите ребёнка быть наблюдательным. Наблюдательный малыш лучше и быстрее познаёт окружающее.
Ребёнок до 5-летнего возраста получает от окружающей действительности информации больше чем за оставшуюся жизнь, он знакомится с цветами, качествами, свойствами предметов, об их взаимосвязи. Чем больше представлений об окружающем у ребёнка, чем наблюдательней он, тем выше его интеллектуальные способности. Казалось бы, перед нами несмышленый малыш, а уже в этом возрасте закладывается фундамент его мыслительной деятельности: развивается логическое мышление, умение анализировать, классифицировать, делать связи, позже появляется умение использовать полученные знания в практической деятельности; формируется характер, наклонности, познавательный интерес, коммуникативные навыки и т. д.
Помогайте ребёнку быть творческим человеком, умеющим самостоятельно делать выводы, принимать разумные решения в дальнейшем.
Не нужно специальных нудных занятий, нужно мудро, каждодневно, доступно с постепенным усложнением давать ребёнку представление о том, что его окружает. Учить выражать своими словами отношение к этому. Не о космических кораблях, НЛО и роботах, не о жизни гномов под землёй, не о секретах фокусов Коперфильда, не о поэмах Шекспира (ЭТО ВСЁ ПОЗЖЕ, а о том, что доступно понимаю ребёнка 2-3 летнего возраста.
Подобные фразы я слышала от родителей, чьи 2-3 летние дети имели серьё зные задержки в развитии: "Он очень любит слушать поэмы Шекспира" (неговорящий ребёнок, "Миша, принеси мне гелентваген" (ребёнку, который даже Би-би не может сказать,"Вот Вам кассета бардовских песен, нашему почему-то не интересно их слушать".
Всем родителям я очень рекомендую интересоваться возрастной психологией. Чтобы лучше понимать малыша, понимать природу его проявлений, надо больше знать о нём, об этапах развития организма ребёнка, о возрастных кризисах, о том, как избежать непонимания и негативного поведения по отношению к родителям и сверстникам. автор Громова У. В.