Баскакова Марина
Составление рифмованных текстов с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рифмованных текстов с детьми дошкольного возраста.
Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. Без словесной игры, содержащейся в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания.
Публикация «Составление рифмованных текстов с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследователями детской речи установлено, что дети трех-пяти лет испытывают естественную потребность в стихосложении. Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – словесная «игрушка» ребенка. И в то же время детская поэзия – это особый свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.
Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812-1888).
Текст лимерика имеет следующие характеристики:
1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек. Первые две строчки
рифмуются между собой, третья и четвертые строчки рифмуются между собой, пятая содержит вывод и не рифмуется.
2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка Жил – был (объект)
2 строчка Сравнение или указание на свойство объекта
3 строчка Действие или взаимодействие
4 строчка с другими объектами
5 строчка Вывод (утверждение или мораль).
3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу.
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже
с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
1. «Складные картинки».
Используется до сорока картинок (двадцать пар рифмующихся слов).
Цель – формировать умение подбирать к названию объекта на картинке картинку объекта с рифмующимся названием.
2. «Придумай рифмованное слово».
Цель – подбирать рифмующиеся существительные без опоры на наглядность. Например:
Береза – роза, мимоза, заноза
Ворона – корона
Мышка - пышка, крышка, малышка, голышка, книжка, шишка, мальчишка
Речка – печка, сердечко, колечко, свечка
Арбуз – карапуз
Барбос – паровоз
Зайка – зазнайка, незнайка, балалайка, попрыгайка, побегайка
Газета – ракета, конфета, карета, галета
Маска – сказка, краска, раскраска, ласка, коляска
Малина – калина, маслина
Ложка – лукошко, гармошка, ладошка, матрешка
Бочка – дочка, ночка, кочка, точка, квочка
Баран – барабан, диван
Бегемот – полет, пилот, самолет
Варенье – печенье, соленье
Лягушка – ватрушка, петрушка, подружка, игрушка, подушка, вострушка, кукушка
Халат – салат
3. «Придумываем рифмованные строчки».
Цель – формировать у детей умения составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Например: Жила – была вкусная шишка
Была серая, как мышка.
4. Составление лимериков.
Цель – познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
5. «Сочиняем разные лимерики».
Цель – формировать умение составлять варианты рифмованных текстов.
6. «Стишок про нас».
Рифмованный текст сочиняется на основе пережитых событий с детьми пятого года жизни.
7. «Стихи про то, что мы узнали» (на основе знаний, полученных на занятиях).