Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи». Методика запоминания текстов (2 фото)

наталья петрова
Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи». Методика запоминания текстов
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» №62, п. Октябрьский, Красноярского края, Богучанского района

Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"

Цель мастер-класса : ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи.

Обучающие:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Волшебные колечки“ как метод развития связной речи“, Методика запоминания текстов» размещена в разделах

дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;

дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.

Развивающие :

популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;

повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

Воспитательные:

активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: пособия “Волшебные колечки” : колечки с картинками, цифрами, счётным материалом

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса :

получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек - опор;

внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.

Ход мастер–класса

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Тема нашей встречи “ Волшебные колечки” - как метод развития связной речи”.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

“О, как же ты красива!”.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

Не сформированность грамматического строя речи

Нарушение звукопроизношения.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из методов развития связной речи у детей с ЗПР является использование мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

МНЕМОТЕХНИКА – – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному. Напомню.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи :

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным.

Во всех применяемых ранее видах мнемотехники использовались чёрно – белые или цветные картинки – карточки. Работа ведётся с одной общей мнемотаблицей всей подгруппой.

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”

Поэтому я решила соединить эти два вида работы.

Основная часть

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок колечек представлен в рисунке 1 (Рисунок 1).

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,

Ты скажи-ка, умница,

Что же это? – Улица!

Интересная картина:

Вот автобус, вот машина,

Едет самосвал большой.

Вот идёт трамвай с дугой,

По реке плывёт “Ракета” -

Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)

Работа над многозначным словом крылья проводится по мнемотаблице.

3 этап. Деление стихотворения на части.

В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.

В данном стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

Ты скажи-ка, умница,

Что же это? – Улица!

Интересная картина:

Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”

вот машина – на безымянный колечко “Машина”

Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.

Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.

По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”

Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.

Молодец! А теперь без моей помощи.

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек.

На моей мини-выставке представлены примеры других стихотворений (Рисунок 2).

Заключительная часть

Детям нравится работать с колечками, поэтому я решила не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей.

Использую их на занятиях по формированию математических представлений:

учу соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);

упражняемся в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);

при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);

пользовать порядковыми числительными (колечки с картинками);

при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);

уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5)

В перспективе использовать пары колечек при формировании представлений о форме, размере.

Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.

Помогают колечки :

при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко “С”. И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: стакан, сок, слива.

при формировании и дифференцировании понятия “твердый - мягкий звук” : на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук (Рисунок3).

при дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, Саша выбирает колечки с картинками, в которых есть звук “Х”, а Юля колечки, в которых есть звук “К”.

Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов. Например, надеваем два колечка с Пяточком и Винни-Пухом на указательный и средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать по лабиринту, попрыгать с кочки на кочку (Рисунок 4).

Итог.

Таким образом, с помощью “Волшебных колечекдостигаем следующих результатов:

у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;

расширяется кругозор знаний об окружающем мире;

активизируется словарный запас;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Провела воспитатель: Петрова Н. М.

Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи». Методика запоминания текстов
Фото «Волшебные колечки»
Публикации по теме:

Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности Консультация для воспитателей «Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ФКДОУ Детский сад «Росинка» «Загадка как средство развития речи дошкольников» Составила воспитатель логопедической.

Мастер–класс для педагогов «Метод проектов» Цель мастер класса: Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Способствовать развитию творчества и профессиональной.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» Цель–представление опыта педагогической деятельности по ознакомлению детей с элементарными экологическими представлениями через экологические.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» После выступления 16.03.2017 года на методическом объединении воспитателей Туапсинского района и города Туапсе, моё выступление было отобрано.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Корниенко Ольга Васильевна Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников».

Мастер-класс для педагогов «Мой весёлый язычок». Методика проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической.

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей» Мастер-класс Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов «Схематизация как средство запоминания стихотворных текстов» Схематизация как средство запоминания стихотворных текстов. Подготовила воспитатель Журавлева Надежда Михайловна Стихи действуют на душу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи». Методика запоминания текстов
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 14:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи». Методика запоминания текстов» (включая файлы) размещена пользователем наталья петрова (УИ 13963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД