Наталия Уварова
Проект по речевому развитию «Составление связных рассказов детьми с помощью мнемотаблиц»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПРОЕКТ
по речевому развитию
«Составление связных рассказов детьми с помощью мнемотаблиц».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Вид проекта : практико – ориентировочный.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы № 1, воспитатели группы, родители воспитанников.
Публикация «Проект по речевому развитию „Составление связных рассказов детьми с помощью мнемотаблиц“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Актуальность темы. Речь – яркий показатель развития ребенка.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.
Работая с детьми 6 лет, в мае 2015 года была проведена итоговая педагогическая диагностика реализации основной образовательной программы (образовательная область «Развитие речи»). В результате выявилось следующее: речевые навыки остались почти на том же уровне, что и в начале года. Особенно это касалось раздела «Связная речь». На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Проблемы:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи; недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- плохая дикция.
Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту.
Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Детям трудно построить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст.
Кроме речевых нарушений характерна недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, словесно-логическое мышление. Все это послужило причиной использовать в работе приемы мнемотехники для развития связной речи детей. Важной особенностью памяти ребенка дошкольника является запоминание с помощью вспомогательных средств, символических рисунков.
Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету.»
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель проекта : создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» для развития у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков. Научить детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и составлять связные сюжетные или описательные рассказы, пересказывать тексты.
Задачи:
• Учить составлять связные рассказы с помощью мнемотаблиц,
не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
• Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.
• Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.
• Развивать память, внимание, образное решение. Обогащать словарный запас.
• Учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
• Воспитывать интерес к рассказыванию по мнемотаблицам и рисованию несложных таблиц.
• Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
Предполагаемый результат:
• Умеют составлять небольшие сюжетные или описательные рассказы, последовательно пересказывать тексты.
• Умеют грамматически правильно строить распространенные предложения.
• Используют символические рисунки и ассоциации при составлении рассказов и рисовании несложных мнемотаблиц.
• Улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.
Роль взрослого: фильтрация вредных воздействий речевой среды на дошкольника, организация воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
- Изучение передового педагогического опыта работы по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- Создание информационной среды по теме (подбор литературы, сказки, стихи, загадки);
- Организация речевой предметно - развивающей среды;
- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей.
- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.
- Проведение и анализ педагогической диагностики детей.
2 этап – основной
• Работа с родителями:
- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения.
- Активизация родителей для проведения игровых вечеров.
- Проведение консультации для родителей «Игротека в кругу семьи»
- Папка-передвижка для родителей «Эти удивительные таблицы»
• Подборка подвижных, дидактических, словесных, театрализованных игр, игр-драматизаций, игровых упражнений на развитие коммуникативных умений и навыков, разработка моделей сюжетно-ролевых и режиссерских игр и оформление их в виде картотек;
• Викторины: «Угадай, что за сказка», «Мнемозагадки».
• Работа по формированию представлений о зачине, основной части текста, окончании рассказа.
• Игры:
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗ ПО СЕРИИ КАРТИН
1. Текст с «прятками» (рассказывание текста с использованием «спрятавшихся у детей предметных картинок, которые дети поднимают согласно логике изложения текста).
2. Текст с «хвостами» (договаривание предложений с использованием предметных картинок) 3.«Исправь ошибку» (поиск ошибок в последовательности, выборе картинок)
4. Текст со «звоночками»(подбор пропущенных педагогом слов в тексте, заменяемых звонком, побуждающим детей к подбору нужного слова)
5. «Придумай начало (середину, конец)»
6. Текст «шиворот навыворот» (исправление смысловых несоответствий в тексте и в рисунке к тексту)
7.«Связи и взаимодействия между объектами» (прием наглядного моделирования)
8.«Оживи картинку» (Характеристики объектов и действий)
9. Цепной текст (в качестве плана выступает наглядная модель)
10. Текст «ты мне - я тебе» (пересказ в диалогических парах)
11.«Сам себе режиссер» (игра-драматизация или инсценирование текста с использованием игрушек, силуэтов)
РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
1.«Подзорная труба», «Фотограф» (выделение и перечисление объектов картины)
2.«Называй-обозначай» (моделирование объектов)
3.«Загадки – отгадки» (составление загадок-описаний по опорной схеме)
4. Лесенка «Ощущай-ка» (выявление и обобщение признаков объекта, которые могут воспринимать определенные органы чувств, подбор объектов с похожими признаками)
5.«Найди меня» (описание местонахождения объектов на картине)
6.«Хочу сказать…» (высказывание собственного мнения о картине)
РАССКАЗ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
1. «Складные картинки» (дети подбирают картинки с изображениями предметов, названия которых рифмуются)
2. «Доскажи словечко» (подбор рифмованных слов)
3. «Художники» (рассматривание и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта)
4. «Сочини дальше» (придумывание рифмованных строчек по заданному словосочетанию)
5. «Разноцветные прямоугольники» (фрагментарное рассказывание по пейзажной картине – дети сначала составляют рассказы об отдельных фрагментах картины – закрытых прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет)
ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ
1.«Сочинялки» (воспитатель «сочиняет» вместе с детьми по заранее намеченным вопросам.)
2. «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» (составление творческих рассказов по пословицам)
3. «Игры со сказкой» :
«Войди в сказку» (с помощью воображения описать свои ощущения: вижу, слышу, ощущаю руками, пробую на вкус)
«Не называя его, скажи о нем» (описание объектов из сказки)
«Лови ошибку» (исправление неверной последовательности событий)
«Загадывание загадок о героях» (по методу А. А. Нестеренко)
«Когда герой был таким» (элементы драматизации)
3 этап – обобщающий
- Подведение итогов работы с детьми (диагностики)
- Изготовление фотоальбома, презентации.
Используемая литература:
Мариничева О. В., Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Нестеренко А. А. Страна Загадок (методическая разработка). https://www.trizminsk.org/e/23105.htm
Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. https://www.trizminsk.org/ e/260025.htm
Ткаченко Т. А. «Схемы для составления дошкольниками описательных рассказов»,
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Просвещение, 2001.