Наталья Силаева
Открытое логопедическое занятие в 5 классе «Последовательный пересказ текстов с опорой на предметные картинки и вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое логопедическое занятие в 5 классе на тему :
«Последовательный пересказ текстов с ярко-выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы»
Цель: Создание условий для умения последовательно пересказывать с помощью опорных предметных картинок и вопросов.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Открытое логопедическое занятие в 5 классе „Последовательный пересказ текстов с опорой на предметные картинки и вопросы“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
o Создать условия для формирования умения отвечать на вопросы полным предложением
o Создать условия для последовательного пересказывания текста с опорой на предметные картинки и слова -действия
o Способствовать умению составлять полные предложения – объяснения лексического значения слова
o Создать условия для умения устанавливать причинно-следственные связи
Коррекционно-развивающие:
o Способствовать развитию фонематического анализа слов и слухового восприятия
o Создать условия для развития опосредованного запоминания
o Создать условия для развития памяти, мышления и общей моторики
Коррекционно-воспитательные:
o Способствовать воспитанию интереса к логопедическим занятиям
o Создать условия для формирования дружеского отношения
Оборудование: предметные картинки, компьютер, схема предложения, разноцветные плюшевые медведи.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Каждый день всегда, везде
на занятиях, в игре -
говорим всё чётко, внятно,
чтобы было всем понятно.
Здравствуйте, ребята!
2. -Сядет тот, кто назовет предмет на картинке и выделит гласный звук, стоящий в середине слова.
(Гриб, куст, стол, флаг, дом, стул, лист, зонт, медведь)
-Назовите слова, которые отличаются друг от друга одним гласным звуком и значением (стол-стул)
3. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики играли….»
Какое слово лишнее? (медведь) 2 слога, животное
4. Сообщение темы: последовательный пересказ рассказа Н. Сладкова «как медведь сам себя напугал»
Как медведь сам себя напугал
Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекоча.
Эх, знать бы ему, что позади – то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.
-Объясните значение слов, подберите к указанным словам близкие по значению слова.
ХРУСТНУЛА - (издала глухой, трескучий звук; сломалась)
УГОДИЛА - (попала)
ГУЩА ЛЕСА - (чаща, чащоба)
ИЗ КУСТОВ ВЫПУГНУЛ - (выгнал)
НАСТОРОЖИЛ УШИ - (чутко прислушался, навострил)
ЛОПОЧЕТ –…. (бормочет)
РЯВКНУЛ –… (сердито заревел)
ДАЛ СТРЕКОЧА - (Убежал, пустился наутек)
ПОШЛИ ЛОСИ ПО ЛЕСУ КУСТЫ ЛОМАТЬ. - (пошли напролом, ломая кусты)
5. Установление последовательности предметных картинок для последующего пересказа :
Медведь __ треснувшая ветка __ белка___шишка___заяц___сорока___лоси__медведь.
- С чего началась история? (Вошел медведь в лес.) Первая картинка – МЕДВЕДЬ
-Что произошло дальше? (Под лапой медведя хрустнула ветка.) Вторая картинка – ВЕТКА
-Кого испугал хруст ветки? (Белку.) Третья картинка –БЕЛКА
- Что сделала белка? (Белка выронила из лапок шишку.) Четвертая картинка
- ШИШКА
- Куда угодила шишка? (Шишка угодила зайцу в лоб.) Пятая картинка – ЗАЯЦ
- Что сделал заяц? (Вскочил, помчался в гущу леса, наскочил на сороку.) Шестая картинка – СОРОКА
- Что сделала сорока? (Сорока подняла крик на весь лес.) Кто услышал сороку? (Сороку услышали лоси.) Седьмая картинка - ЛОСИ
-Что сделали лоси? (Пошли по лесу кусты ломать.)
- Что услышал медведь? (Медведь услышал, что белка лопочет, что сорока кричит, а лоси кусты ломают, а позади кто-то топает.)
- Что подумал медведь? ( Медведь подумал: «Не уйти ли лучше?»)
- Что сделал медведь? (Медведь убежал, дал стрекоча.) Восьмая картинка – УБЕГАЮЩИЙ МЕДВЕДЬ.
6. Выяснение логических связей
- Получился бы рассказ, если бы не было медведя? Почему?
- Получился бы такой рассказ, если бы у белки в лапках не было шишки?
- Значит, в этом рассказе ни одно звено нельзя пропустить?
7. Физкультминутка
Мишка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»
8. Восстановление текста с опорой на предметные картинки и слова действия.
Логопед показывает картинку, называют слово-действие, учащиеся вспоминают предложение.
9. Зрительная гимнастика.
«Найди медведя»
10. Самостоятельный пересказ по предметным картинкам, словам-действиям
(Можно пересказать без опоры на картинки и слова действия.)
Что вы использовали при пересказе текста «Как медведь сам себя испугал?»
Какое задание было самым трудным?
11. Рефлексия. Синквейн
Медведь
Неуклюжий, большой
Ест, спит, топает
Медведь любит мед
Дикое животное (лес)