Эльвира Аминева
Составление рассказа по серии картин «Как Тяпа и Топ сварили компот»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели
образовательные:
составление простых предложений по сюжетной картине; составление связного высказывания по серии сюжетных картин; формирование умения воспроизводить последовательность серии картин;
развивающие:
развитие умения следить за сюжетом, не упуская важных деталей, формирование умения включать в текст фрагменты, не вошедшие в серию картин и выделение способов связи между частями; использование приёма языковой трансформации при составлении рассказа (рассказ от первого лица); развитие слухоречевой памяти; развитие словесно-логического мышления;
Публикация «Составление рассказа по серии картин „Как Тяпа и Топ сварили компот“» размещена в разделах
- Компот. Все о компоте для детей
- Консервируем овощи, фрукты. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
воспитательные:
воспитание чувства уважения к чужому ответу, формирование умения слушать товарища; воспитание чувства гордости за богатство родного языка.
Оборудование:
предметные картинки «собака», «медведь», серия картин «Как Топ и Тяпа варили компот», чистые листы бумаги к серии картин, таблички с кличками героев, куклы би-ба-бо Медведь и Собака, магниты, фломастеры.
Словарная работа: накрыть стол, котёл, глиняный горшок.
Ход занятия:
Дети заходят встают в круг, взявшись за руки.
1. Оргмомент Воспитатель передаёт детям «рабочее настроение» по кругу (пожимают друг друга за руки по цепочке). Дети садятся на места. проверяет правильность посадки и предлагает детям придумать историю.
В: — Произнесите, пожалуйста, чистоговорку «Саша в лесу встретил лису» громко, тихо и шепотом.
Отгадывание загадок о животных.
В: Попробуйте угадать, кто будут героями нашей истории.
Живёт под крылечком, Летом бродит без дороги
Хвостик колечком. Между сосен и берёз,
С хозяином дружит. А зимой он спит в берлоге
Дом сторожит. От мороза прячет нос.
Д: Собака. Медведь. (на доске появляются картинки с изображением животных).
В: Прочитайте, как зовут героев истории (на доске таблички с кличками).
Дети: Топ. Тяпа.
В: Как вы думаете, кого зовут Топ, а кого Тяпа?
Д: Собаку – Тяпа, а медведя – Топ. Один ребёнок крепит таблички под изображениями животных.
В: Что значит «накрыли стол» ( Дети: приготовили угощение и поставили на стол, что такое «котёл» и зачем он нужен ( Дети: металлическая посуда, большая, тяжёлая, с полукруглым дном, нужна для приготовления пищи на огне, костре).
2. Последовательный разбор каждой картины. На доску выставляются картины из серии. «Как Топ и Тяпа варили компот» без учёта последовательности.
В: (по картине «ГОСТИ ПРИШЛИ»)
- Назовите, кого вы видите на картине.
(Я вижу медведя Топа, собаку Тяпу, белку,
лису, журавля, зайца и ежа с ежонком)
- Придумайте предложение про каждого из героев КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?
(Медведь Топ сидит в кресле и ест вишню. Собака Тяпа наливает половником компот. Журавль взял с подноса пирожок. Лиса лакает компот из тарелки и т. д.)
- Как вы думаете, кто хозяйка, как вы догадались?
(Хозяйка Тяпа. Гости сидят за столом, а
она всем наливает половником компот, на ней фартук.)
- Довольны ли звери угощением?
(Да, довольны.)
- Какими словами звери могли хвалить хозяйку?
(Умница, Тяпа! Ты отличная хозяйка! Тяпа, ты вкусно готовишь.)
В: (по картине «ВАРЯТ КОМПОТ»)
- Кто изображён на этой картине?
Д: Медведь Топ залез на дерево и собирает вишню. Собака Тяпа кладёт сахар в кипящую воду.
- Где происходят события этой истории? Как вы догадались?
Д: Всё происходит в лесу, потому, что вокруг много деревьев.
- Как вы думаете, что задумали звери? Почему?
Д: Медведь и собака задумали сварить компот, потому что нашли много вишни.
В: (по картине «ОХ, И ВКУСНО!»)
- Что находится в правом верхнем углу картины?
(В правом верхнем углу стоит корзина с вишней.)
- Найдите и назовите все деревянные предметы?
(Деревянное кресло, деревянный стол, деревянные ложки, деревянная миска)
- Где висит котёл?
(Котёл висит над огнём.)
- Что стоит на столе, какой он?
(На столе стоит горшок. Он большой, глиняный, тяжёлый)
В: Пожалуйста, найдите начало, середину и конец истории и расставьте картины по порядку (один ребёнок это делает на доске).
Хочу обратить ваше внимание, что у истории есть начало, а между картинками тоже происходили какие-то действия (демонстрация и размещение пустых листов бумаги) давайте пофантазируем и заполним пустые листы картинками к рассказу.
3. Создание начала к изображённому действию.
В: Вспомните, пожалуйста, с каких слов начинаются многие сказки, рассказы, истории. Объясните, почему звери стали варить компот.
Д: Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот.
В: Глядя на картину, расскажите, что для этого сделал медведь Топ, как вела себя собака Тяпа.
Д: Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню.
Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой.
Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.
4. Создание текста к пустой картине между изображёнными событиями по демонстрации действия воспитателя.
В: Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали (воспитатель показывает, как мешают ложкой в котле)
Д: медленно помешивать компот ложкой.
В: Какие рисунки помогут вам вспомнить это событие?
Д: ложка, котёл с кипящим компотом.
5. Договаривание детьми предложений, начатых воспитателем.
- Теперь я начну предложение, а вы закончите.
В: Вскоре… Дети: вишнёвый компот был готов.
В: Тяпа налила его… Дети : в большой глиняный горшок и поставила на стол.
В: Топ взял… Дети: ложку и попробовал компот.
В: Получилось… Дети: очень вкусно!
6. Дополнительные вопросы воспитателя для создания текста к пустой картине.
В: Почему звери позвали гостей? Как они готовились? Чем ещё хозяева угощали гостей?
Д: Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами.
В: Какие картинки мне нарисовать на пустом листе, чтобы вы запомнили эти события?
Д: Стол, пирожки, полный горшок компота.
В: Расскажите, кто пришёл в гости к Топу и Тяпе. Что стали делать гости. Что сказали гости хозяевам.
Д: В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»
В: Послушайте всю историю от начала и до конца, запомните, чтобы потом рассказать.
Жили-были медведь Топ и собака Тяпа. Однажды в лесу они нашли вишню и задумали сварить компот. Топ взял корзину, влез на дерево и нарвал вишню. Тяпа развела костёр и повесила над ним котёл с водой. Чтобы компот получился сладкий, она положила три ложки сахара.
Когда вода закипела, Топ и Тяпа добавили ягод и стали медленно помешивать компот ложкой.
Вскоре вишнёвый компот был готов. Тяпа налила его в большой глиняный горшок и поставила на стол. Топ взял ложку и попробовал компот. Получилось очень вкусно!
Компота было так много, что друзья решили позвать гостей. Они накрыли стол на лесной поляне и успели напечь пирожков с ягодами.
В гости к Топу и Тяпе пришли лиса, белка, зайчик, ёж с ежонком и журавль. Все уселись за столом и стали угощаться. Звери ели и нахваливали: «Ай, да Тяпа – умница! Ай, да Топ – молодец! Спасибо, хозяева!»
Давайте подвигаемся немного и сварим свой компот.
7. Физкультминутка.
Будем мы варить компот (левая ладошка держат «ковшиком»,
указательным пальцем
Фруктов нужно много. Вот: правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (имитируют каждое действие с фруктами)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (опять «варят» и «мешают»)
Угостим честной народ (от себя разводят руками)
8. Составление рассказа по частям или целиком.
Воспитатель просит нескольких детей пересказать рассказ по частям, затем один-два ребёнка рассказывают весь рассказ целиком.
9. Составление рассказа от первого лица.
Воспитатель предлагает детям куклы би-ба-бо Медведь и Собака. Два ребёнка, перевоплощаясь, по очереди рассказывают эту историю от имени героев.
Проводится игра «Найди слова на л и ль», «Сварим компот»
10. Анализ детских рассказов.
- полнота и последовательность содержания
- проявление элементов фантазии
- правильность употребления слов и словосочетаний
11. Итог
Чем мы занимались на занятии. Что понравилось больше всего?