Аввакумова Наталья
Составление рассказа по опорным картинкам по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи
в подготовительной группе для детей с ОНР.
Тема: Составление рассказа по опорным картинкам : «Зима».
Цель: активизировать коммуникативные возможности детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Зима. Приметы зимы».
Задачи: Коррекционно – образовательные:
Публикация «Составление рассказа по опорным картинкам по теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
1. Закрепить представления о зиме и её приметах. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» : зима, снег, снежинка, снегопад, сугроб, снегири, снегурка, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать.
2. Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять умение образовывать однокоренные слова (снег, снежинки, снегопад, снегирь, снеговик, Снегурка, снегокат, снежки, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
3. Совершенствовать умения составлять связный рассказ по опорным картинкам.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать умения и навыки связной речи.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие, мышление. Совершенствовать умения слушать, анализировать и отгадывать загадки (по данной теме).
3. Развивать общую и мелкую моторику, умение согласовывать речь с движением.
Коррекционно – воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: опорные картинки для рассказа, герой-снеговик, картинки для подбора родственных слов, картины с изображением зимы, музыкальная запись песни Чайковского П. Н. «Времена года. Зима.», два снеговика из частей, сундучок с игрушками, цифры:1,2,5, магнитная доска, магнитофон, раскраски, леденцы.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Приветствие. Приглашение за столы.
Слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Зима».
-Сейчас послушайте музыку и скажите, о каком времени года это произведение.
(дети слушают.)
- О каком времени года это произведение (о зиме)
Что вы представили, слушав эту музыку? (снег, зиму, вьюгу, тройку лошадей.)
-Молодцы! -Это произведение о матушке-зиме, которое написал П. Чайковский, когда его слушаем мы представляем зимние картины : зимний лес, зимнюю дорогу, зимнюю погоду.
2. Рассказывание стихов о зиме.
-Мы с вами выучили много стихов о зиме. Вспомните и расскажите их.
1.
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
2
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
3.
Все злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы.
4.
- Зима, зимушка, зима!
Где же ты была?
- В мешке стужу несла,
На землю снег трясла,
Ножки-ручки познобила,
В дома стужу напустила,
Все дорожки замела
И сугробы нагребла.
5.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
6.
He идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично па дается!
Почему ж никто
Не радуется!
7.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
8.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Умницы! Вы хорошо рассказали стихи и правильно произносили все звуки.
3. Введение в тему занятия.
1) Создание проблемной ситуации.
Логопед:- Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме. Нам будет помогать один сказочный герой. Кто же это? Вы узнаете и увидите его, когда отгадаете загадку.
Это что за человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла. (снеговик)
Кто это?. Молодцы (Логопед показывает снеговика- игрушку.)
4. Основная часть.
2) Игра «Подскажи словечко» (закрепление умения подбирать однокоренные слова)
-Снеговик предлагает нам стать поэтами. Вы знаете кто такие поэты? Да, это люди, которые пишут стихи. Мы попробуем сочинить стихотворение. Я начну, а вы продолжите.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба все скользят пушинки —
Серебристые… (снежинки).
Вот веселье для ребят —
Все сильнее … (снегопад).
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).
Рядом — снежная фигурка:
Это девочка … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой… (снегири)
Вот так радость для ребят Всех катает (снегокат)
Мы не ели и не пили, все лепили и лепили белые (снежки)
Логопед: Вы – молодцы, хорошо думали и быстро нашли правильные ответы. Давайте еще раз назовем все слова. Снег, снежинки,снегурочка, снегопад, снеговик, снегири, снегокат.
Логопед: А теперь скажите, что связывает эти слова вместе, чем они похожи? (Это родственные слова).-Какое слово самое главное? (снег).
3) «Игра 1,2,5» -согласование существительных с числительными.
-Снеговик нашел предметы, но не может сосчитать их. Поможем ему? (ДА)
( игрушки в сундучке: снежинка, снежный ком, ёлка, снегирь, зайка, медведь, сосулька, снеговик.)
-Снеговик устал и хочет отдохнуть.
4)Физкультминутка «Выпал беленький снежок.»
Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.
Соберёмся все в кружок. Останавливаются
Мы на саночки садимся, Приседают.
И с горы на санках мчимся.
Дети все на лыжи встали. Имитация ходьбы на лыжах.
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили, «Рисуют» руками большой круг
Снеговика мы мастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили. Проходят на свои места.
Логопед: Продолжаем наше путешествие.
5) Составление рассказа «Зима» с помощью опорных картинок.
Логопед: Снеговик хочет, что бы мы рассказали о зиме. А для этого он приготовил вам картинки-подсказки.
1)Беседа по картинкам.
(Логопед выставляет по очереди картинки и задает вопросы по картинкам, дети отвечают)
-Как светит солнце? (Солнце светит и не греет.)
Что падает (Падает белый,пушистый снег.)
Где лежит снег (Снег лежит на дорогах, домах, на земле.)
Какие бывают морозы? (Бывают сильные морозы.)
Какие стоят деревья? (Деревья стоят голые,покрытые белым снегом)
Какими остались ели и сосны? (Ели и сосны остались зелеными, покрытые снегом)
Чем покрыты реки (Реки покрыты толстым льдом.)
Какими стали дни и ночи (Дни стали короткими, а ночи длинными.)
Какую одежду и обувь одели люди (Люди одели теплую, зимнюю одежду и обувь.)
На чем катаются дети? Дети кого лепят? во что играют дети? (Дети катаются на санках, лыжах, снегокате. Дети лепят снеговиков. Они играют в снежки.)
Где спят медведь и ежик (Медведь спит в теплой берлоге, уютной норке заснул ежик.)
-Что наряжают в домах? Какой праздник встречают (В домах наряжают елки. Встречают новый год.)
Когда это бывает? (Все это бывает зимой).
2)Составление рассказа по картинкам –подсказкам. (по цепочке.)
3)Слушанье рассказа 2-3 детей.
4)Придумывание названия рассказа.
-Снеговику понравились ваши рассказы. Он хочет,чтобы вы придумали название этого рассказа.
-Верно! Рассказ назовем :»Зима».
6) Игра: «Собери снеговиков.» Составление снеговиков из деталей.
-Наш снеговик что-то еще принес! Что это? (конверты) –Как вы думаете, что внутри? (какая-то игра). -Снеговик просит собрать его друзей. для этого разделимся на две команты.
-Дети делятся на две команды и по команде : «Начали!» собирают снеговиков из частей, чья команда быстрее,та победила.
(дети играют.)
4. Подведение итогов. Анализ результатов.
Логопед: - Снеговику понравились с вами играть. Он прощается с вами и возвращается к себе домой, в Лапландию.
– А я у вас хочу спросить: -О каком времени года говорилось на занятии? - Во. что мы играли? -Что вам понравилось больше всего (ответы детей.)
-Молодцы!
-Снеговик передал для вас подарки. Это картинки раскраски и леденцы.
-Спасибо за занятие.
Список литературы:
1. Нищева н. В. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. С-П. 2007.
2. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера,2010.
3. Козина И. В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (старшая группа). М. 2010.
4. Бардышева Т. Ю. Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа М. 2012.
5. Бардышева Т. Ю. Моносова Е. Н Деманстрационный материал к логопедическим занятиям. Подготовительная группа. М. 2014