Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на 22.01.2019
Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»
Подготовила: воспитатель Овчаренко Марина Леонтьевна
Цель: составить описательный рассказ.
Связная речь. Учить детей при описании событий указывать время действий с использованием разных типов предложений (простых и сложных).
Словарь. Закреплять умение подбирать определения к заданным существительным.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Составление описательного рассказа „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Грамматика. Совершенствовать структуру предложений в связной речи с использованием ситуации письменной речи (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);при помощи игры «Живые слова» учить детей отвечать на вопрос, при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, оставшиеся слова по порядку, называть слова вразбивку.
Звуковая культура речи. Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч; развивать умение правильно пользоваться вопросительной интонацией; учить детей разделять на слоги трехсложные слова.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года? (Зимой холодно, мороз, идет снег.) Какой снег зимой? Когда идем по снегу, что с ним происходит? (Хрустит, скрипит.)
Какая погода бывает зимой? (Холодная, снежная.) Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят.)
Как живется зимой птицам и зверям? Как люди должны помогать птицам зимой? Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (Снежная, морозная, вьюжная, красивая.)
Придумывание рассказа о зиме.
А сейчас придумайте рассказ о зиме. Расскажите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге.
Сегодня я запишу ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в Уголок родителей, чтобы они знали, что вы делаете на занятиях. Говорите не спеша, чтобы я успевала записывать. (Рассказывает двое-трое детей.) Во время рассказывания воспитатель дает детям понять, успевает ли он записывать, побуждая их говорить медленнее. Педагог выясняет у ребят, чей рассказ они хотят поместить в Уголок родителей.
Динамическая пауза.
- Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) - ветер. Когда ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями.
Игра «Живые слова».
- Сегодня вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, морозная, снежная; о снеге: пушистый, белый, искристый. Послушайте и догадайтесь, о чем я буду говорить – о зиме или о снеге. Падает пушистый белый… Про что я сказала? (Про снег.) Что я сказала про снег? (Падает пушистый белый снег.)
Ребята, вы умеете играть с куклами, машинами. А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? Хотите я вас научу?
Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом? (По желанию вызываются трое детей.)
Теперь вы необычные дети, а дети – слова. Ты, Катя, - слово деревья. Какое ты слово, Катя? Скажи громко. Каким словом стала Катя? Алина – слово покрыты. А Ваня – слово снегом. (Аналогично задаются вопросы этим детям – «словам» и всей группе.)
Наши «слова» стоят по порядку, слева-направо. Катя скажет свое слово и даст руку Алине, потом Алина скажет свое слово и даст руку Ване, последним слово скажет Ваня. А все будут слушать. Начали.
Про что сказали эти «слова»? (Про деревья.) Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом.) Какое первое слово? Какое второе и третье? Какое слово Арина? Покажи слово «снегом». (и т. п.)
Теперь я хлопну в ладоши, и «слова» пойдут и встанут в любом месте группы, где захотят, а когда позову: «Слова» ко мне!» - снова встанут по порядку. (Воспитатель хлопает, «слова» расходятся по группе.)
«Слова» наши ушли. Вы хорошо запомнили их? Где слово покрыты? Какое слово стоит у окна? Какое слово Катя? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение.) Правильно. Я снова позову «слова», а вы проверьте, правильно ли они встанут: «Слова», ко мне!» (Дети – «слова» подходят и встают по порядку.) Мы сейчас проверим, правильно встали наши «слова» Называйте свои «слова». (Педагог следит за тем, чтобы дети громко и правильно произносили слово и брали за руку рядом стоящего. Если дети-«слова» ошибутся, их исправляют дети с мест.)
- Саша скажи громко, какое ты слово? Правильно, ты слово снегом. (Предлагает слову снегом сесть на место). Теперь не стало слова снегом. Кто может назвать слова, которые остались? (Деревья покрыты.) Давайте проверим. «Слова», назовите себя. (Слово покрыты тоже садится на место.) Какое слово у нас осталось? (Деревья.)
Вот вы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? (Дети отвечают.) Правильно, потому что «словами» были дети: они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем так играть.
А теперь послушайте маленькое стихотворение, которое называется «Курица и цыплята».
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок – то умница.
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении (Ц). Назовите слова, в которых есть звук ц. (Дети отвечают.) Послушайте слово кууурииицааа. Сколько слогов в этом слове? Правильно, в этом слове три слога. А в слове умница сколько слогов?
Послушайте еще одно стихотворение, оно называется «Внучка».
Утром дед спросил у внучки:
- Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
- Я не белоручка!
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении (Ч) Назовите слова, в которых есть звук ч.
Итог занятия.
- О чем мы с вами придумывали рассказ?
- Чей рассказ мы поместим в Уголок родителей?
- В какую игру мы играли? Как она называется?
- Слова, с какими звуками мы называли?