Ляхова Ирина Антоновна
Конспект занятия «Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Тема: Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима» (подготовительная группа компенсирующей направленности
Связь ОО с другими: чтение художественной литературы, познание.
Программные задачи:
1. Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.
2. Развивать логическое мышление, внимание, память.
3. Побуждать составлять описательный рассказ по картине.
Публикация «Конспект занятия „Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ „Зима“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
4. Закреплять умение определять объекты, изображать на картине. Находить взаимосвязь между объектов, изображенных на картине.
Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине.
5. Самостоятельно придумывать предшествующие и последующие события, изображенные на картине.
Материал: картина «Зима».
Предварительная работа: беседы с детьми о зиме, о птицах и животных как они живут зимой и чем питаются, о том, что нужно подкармливать птиц и животных зимой, изготовление кормушек родителями, кормление птиц и наблюдение за ними.
Методические приё мы: игры «Договори словечко», «Кто больше назовёт предметов», «Сыщики».
Приёмы ТРИЗ : подзорная труба, выявление связей, придумывание загадки, вхождение в картину, что было до, и что будет после.
Вос-ль: Нас сегодня с вами ждут необычные события. Я приготовила для вас игру «Договори словечко». Хотите поиграть?
«Снегопад».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. снег.
С неба всё скользят пушинки – серебристые … снежинки.
Кружатся над головою каруселью … снеговою.
На просёлки, на лужок всё снижается …снежок.
Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью …снежной.
Вот веселье для ребят – всё сильнее … снегопад.
Все бегут вперегонки, всё хотят играть в …снежки.
Снежный ком – на снежный ком, всё украсили …снежком.
Словно в белый пуховик мы одели …. снеговик.
Рядом – снежная фигурка, это девочка …снегурка.
Вос-ль: Ребята, к какому времени года относятся эти договорённые словечки.
Дети: К зиме.
Вос-ль: Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Вос-ль: Я знаю, что вы очень любите зиму. Поэтому вам принесла интересную картину. Хотите на неё посмотреть?
Дети: Да.
Вос-ль: Берите стульчики и садитесь. Приготовьте подзорную трубу (имитация руками) и посмотрите на картину. Давайте поиграем в игру «Кто больше назовёт предметов?». Называть только по одному предмету или объекту на картине.
(Вос-ль по мере называния объектов обозначает их схемами на доске.)
Игра с «подзорной трубой»
Дети: Девочка, мальчик, белочка ….
Вос-ль: Давайте придумаем, как их зовут.
Дети: Коля, Катя ….
Вос-ль: Ребята, что мы с вами делали?
Дети: Играли в игру «Кто больше назовёт предметов»
Вос-ль: Вот эмблема этой игры и её правило: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней».
Вос-ль: А теперь поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины : все изображённые предметы между собой связаны. Найдем эти связи.
Игра «Сыщики».
Дети: Мальчик кормит белочку, потому – что зимой трудно достать корм….
Вос-ль: Что мы делали?
Дети: Играли в сыщиков.
Вос-ль: Вот эмблема и её правила «Один предмет связан с другими, потому что…»
Вос-ль: Ребята, закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали в картину. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите? Что вы ощущаете? Какие запахи вы чувствуете?
Дети: Я слышу, как чирикают синички….
Вос-ль: Притроньтесь и проведете рукой по всему, что вы встречалось на пути.
Дети: Я чувствую запах ёлочки.
Вос-ль: Что мы делали?
Дети: Мы входили в картину.
Вос-ль: Вот эмблема и её правила «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь».
Вос-ль: Ребята, выберите одного героя изображенного на и перечислите его особенности – признаки (цвет, форму, его части). И составим про него загадку.
- Какой предмет? Что такое же у других предметов?
- Что делает? Кто или что делает также?
- На что это похоже? Чем отличается?
А текст загадки составим с помощью слов : «как», «но не». (Рыжая, но не лиса; прыгает, но не заяц.)
Вос-ль: Что мы делали?
Дети: Придумывали загадки.
Вос-ль: Ребята, а сейчас начинаются волшебные превращения. Превратимся в какого-нибудь героя и представим, какой у него характер.
Составление высказывания от лица героев.
Какой герой по характеру у тебя получился: добрый или нет? Ребята, вы согласны с ним? А если бы герой наш был бы злой?
Вос-ль: Что мы делали?
Дети: Превращались в героя.
Вос-ль: Вот эмблема и её правила «Я превращаюсь в объект на картине и у меня – характер.
Дети: Коля добрый ….
Вос-ль: А давайте представим, что где был этот герой и что делал до того как пришел сюда. И что будет потом.
Игра «Отставай и забегай»
Дети: Катя была дома и играла. К ней пришёл Коля и позвал её гулять. И они пошли в парк.
Используется метод моделирования.
Вос-ль: Что мы с вами делали?
Дети: Играли в игру «Отставай и забегай».
Вос-ль: Вот эмблема и её правила «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будут потом».
Вос-ль: А теперь каждый из вас составит рассказ и придумает ему название. Кто хочет первый рассказать по этой картине?
Вос-ль: Мы с вами сегодня побывали «в картине», рассказали всё, что смогли увидеть и услышать. Спасибо вам, ребята.