Приложение МААМ

Конспект занятия «Составление описательного рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Панкова Елена Александровна
Конспект занятия «Составление описательного рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Учить составлять описательный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

- развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже;

- совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины, придерживаясь плана;

Публикация «Конспект занятия „Составление описательного рассказа по картине В, М, Васнецова „Богатыри“» размещена в разделах

- формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Развивающие:

- развивать эстетические чувства, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории России, чувство гордости за богатырскую силу России;

- воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.

Словарная работа: палица, кольчуга, щит, шлем.

Предварительная работа:

1. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова (картинами "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке");

2. Знакомство с былиной как литературным жанром;

3. Рассказ воспитателя о былинных богатырях.

Материалы и оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», аудиозапись второй «Богатырской» симфонии А. П. Бородина.

Ход занятия

Звучит вторая «Богатырская» симфония А. П. Бородина

Вводное слово воспитателя

И садился тут Илья да на доброго коня,

Брал с собою доспехи богатырские :

Во-первых, брал палицу булатную,

А еще брал саблю вострую,

А еще брал лук со стрелами,

И поехал он из города из Киева.

Что это за произведение?

Что такое былина? Былина – это русская народная песня-сказание о богатырях.

О ком эта былина?Эта былина об Илье Муромце.

Что вы знаете об Илье Муромце?Илья Муромец – это крестьянин из города Мурома, стоял на защите русской земли.

Как исполнялись былины?Их исполняли распевно, тягуче, сопровождая игрой на гуслях.

Основная часть

Рассказ воспитателя о художнике В. М. Васнецове. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. И, как все добрые люди, делал добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. В студенческие годы он увлекся былинами, протяжными, как дорога в степи. Один из былинных рассказов так понравился Виктору Михайловичу, что он выписал его к себе в тетрадь:

Под славным городом Киевом,

На тех степях днепропетровских

Стояла застава богатырская,

На заставе был богатырь Илья

Илья Муромец, сын Иванович…

А и конь под Ильей, словно лютый зверь,

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад,

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад,

Что из красна города из Ростова.

А теперь прервемся и зарядимся энергией для дальнейшей работы. Физкультминутка «За высокими горами»

Выполняется под «Богатырскую симфонию» А. П. Бородина

За высокими горами,

За широкими долами,

На границе у реки

Дозором шли богатыри.

Очень сильные,

Очень зоркие.

Землю русскую любили,

Свой народ освободили.

Молодцы! Вы наполнились богатырской силой.

Поднимают руки вверх,

Разводят руки в стороны,

Плавные движения руками перед собой.

Идут друг за другом по кругу,

Останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки,

Приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам,

Разводят руки в стороны, «обнимают» себя,

Руки вверх, кричат: «Ура!»

Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Теперь рассмотрим картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображен? Ответы детей: На картине изображены русские богатыри Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

Три богатыря стоя на страже границ родины. Число «три» на Руси имело значение множественности. Поэтому трех богатырей, охраняющих Русскую землю, воспринимают так, словно это весь русский народ встал на защиту своей родины.

Где стоит богатырская застава? Ответ детей:В степи.

Степь поросла ковылем, вдали видны холмы, перелески. Необъятны просторы нашей родины.

В бескрайнем небе клубятся тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи. Какое чувство вызывает у вас изображенная на картине природа?

Ответ детей:Чувство тревоги и торжественности.

Пейзаж прост, он не отвлекает внимание от героев-богатырей. Рассмотрите их фигуры. Всадники заняли почти все пространство картины. Кони упираются в землю у нижнего края полотна, а шлемы всадников находятся почти у самого верхнего края. Богатыри олицетворяют народную силу. Этого впечатления и добивался Васнецов.

Центральная фигура на картине – Илья Муромец. Как вы думаете почему? Ответ детей: Он старше других, он самый главный на заставе.

Художник не скупился на подробности. И каждая деталь имеет смысл. Рассмотрите, как выглядит Илья Муромец. Что чувствуется в облике богатыря? Ответы детей: Мужество, сила, мощь.

Куда смотрит Илья Муромец? Ответы детей: Он смотрит вдаль.

Рассмотрите доспехи богатырей. Чем защищены их головы? Ответы детей: Шлемом

Опишите шлем. Из какого материала он сделан?

Спина, грудь и руки богатырей защищены кольчугой. Это старинный доспех в виде рубахи из металлических колец. Скажите, что держит Илья Муромец в левой руке? Ответы детей: Щит

Для чего нужен щит? Ответы детей: Для защиты головы и груди от стрел, копий.

Щиты делали не только из железа и меди, но и из кости и дерева. Хорошо виден щит у Добрыни Никитича: посередине выпуклое украшение, а вокруг кайма.

Чем вооружен Илья Муромец? Ответы детей: Палицей и копьем.

А Добрыня Никитич и Алеша Попович? Ответы детей: Мечом, луком со стрелами.

Лук и стрелы были на вооружении каждого богатыря. Стрелы носили в колчане, пристегнутом к поясу справа, а лук – в специальном чехле слева.

Рассмотрите богатырского коня Ильи Муромца. Какой он?

Как можно описать позу коня? Ответы детей: Вороной, могучий, статный, сильный.

Стоит, точно в землю врос, величаво поднял голову, гривой потряхивает.

Чем украшена грудь коня? Ответы детей: Кожаным ремнем с украшениями.

Какое впечатление производит на вас Илья Муромец? Ответы детей: Чувствуется спокойствие, надежность, уверенность, выдержка, мудрость этого человека.

Посмотрите на Добрыню Никитича. Рука Добрыни сжимает рукоятку мяча – он готов в любую минутку ринуться на врага.

Рассмотрите фигуру Алеши Поповича. Опишите его лицо.

Рассмотрите одежду Алеши Поповича

Как вооружен Алеша Попович?

В одной руке он держит наготове лук со стрелами, а в другой - плетку, чтобы подстегнуть коня. За спиной этого богатыря видны гусли – прихватил их молодец даже на богатырский выезд.

Вот мы с вами и побеседовали по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». А сейчас я вам предлагаю самим составить рассказ по картине, вот по какому плану:

1. Кто написал картину и как она называется?

2. Кого вы видите в центре картины?

3. Каким изобразил художник Илью Муромца?

4. Как художник описывает Добрыню Никитича?

5. Чем отличается Алеша Попович от других богатырей?

6. Что можно сказать о природе, которая их окружает?

Кто расскажет интереснее?

Кто расскажет подробнее?

Заключительная часть: Ребята, чей рассказ вам показался самым интересным? Почему?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине "Зимние забавы"» Задачи: - связная.

Конспект итоговой НОД «Составление рассказа по картине «Ежи»» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: Продолжать вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины. Формировать умения вести диалог с педагогом:.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗКонспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: "Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок" Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Составление описательного рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Опубликовано: 7 января 2020 в 13:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Составление описательного рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»» (включая файлы) размещена пользователем Панкова Елена Александровна (УИ 440817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД