Людмила Кикина
Конспект итоговой НОД «Составление рассказа по картине «Ежи»» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: Продолжать вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины. Формировать умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе не перебивая говорящего взрослого. Совершенствовать умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами; внятно произносить гласные и согласные звуки. Формировать у детей умения высказывать свои впечатления по поводу содержания картины, составлять (с помощью воспитателя) небольшой рассказ.
Публикация «Конспект итоговой НОД „Составление рассказа по картине „Ежи““ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Обеспечить взаимосвязь рисования с другими образовательными областями с целью обогащения впечатлений детей, расширения впечатлений о предметах и явлениях действительности. Совершенствовать умения правильно держать кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Формировать умения набирать краску на кисть, аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской. Побуждать рисовать короткие линии. Формировать умения создавать несложные сюжетные композиции.
Развивающие: Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие и речевого дыхания. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественными интонациями. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях с взрослым и другими детьми. Закреплять названия цветов. Развивать умения располагать изображения по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, мышление, память, воображение, творческие способности; мелкую моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по картине, интерес, бережное, внимательно отношение к диким животным родного края. Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игр и продуктивной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
ОО «Художественно-эстетическое-развитие»:
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: звонят в колокольчик, идут, как мыши, прячутся и т. д.
Формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать способность творческого воображения при продуктивной деятельности.
ОО «Физическое развитие»:
Продолжать приучать детей участвовать в совместных подвижных играх; воспитывать интерес к физическим упражнениям; соблюдать правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
ОО «Познавательное развитие»:
Формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности; уточнение представлений детей о жителях леса - ежах;
расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения;
Методические приемы:
Словесный: вопросно-ответная беседа, пальчиковая гимнастика, подвижная игра, продуктивная деятельность, анализ работ, рефлексия;
Наглядный: Картина «Ежи»;
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.
Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных, просмотр видеороликов, альбомов о жизни ежей в природе, чтение коротких рассказов, сказок, рассматривание картинок и иллюстраций, разучивание игр, стихотворений о ежах.
Наглядный материал. Картина «Ежи», музыкальный центр, музыка на продуктивную деятельность, маска-еж, обруч, доска, указка.
Раздаточный материал: альбомного листа, бросовая бумага, гуашевые краски черного и зеленого цветов, тряпочные салфетки, кисточки.
Словарная работа: враг, иголки, длинные, короткие, клубком, колючие, улитка, лесная поляна.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята! Встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Молодцы!
Посмотрите, сегодня к нам пришли гости.
-Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются с гостями)
А теперь скажем слова приветствия всем вокруг.
- Здравствуй Солнце,
Здравствуй, Земля,
Здравствуйте, все мои друзья!
Затем дети проходят и садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель загадывает загадку и просит ее отгадать:
«Колючий недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной».
– О ком эта загадка?
– Как вы догадались?
– Где живет еж?
– Это дикое или домашнее животное?
– Чем отличается еж от других животных?
– Зачем ежу иголки? Как вы думаете? Саша, спроси ежа, зачем ему иголки.
(Несколько детей задают ежу вопрос: «Еж, зачем тебе иголки?»)
– Даша, расскажи нам, зачем же ежу иголки.
«Что ж ты еж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи».
Воспитатель:
Познакомьтесь - это ёжик,
Он знаток лесных дорожек.
Весь в иголках, осторожно,
Уколоться больно можно.
Ёж колючий до весны
Будет спать и видеть сны.
И ему, наверно, снится,
Как ушёл он от лисицы.
Цветкова Н.
– От каких врагов защищают ежа иголки?
(От лисы и волка.)
– При встрече с опасным зверьком еж сворачивается клубком.
Он издает звуки, старается отпугнуть врага. Как он это делает?
(дети произносят звук: ф-ф-ф.) Он становится круглым, как мяч, – ни головы, ни ножек не видно. Зверь покрутит, повертит ежа, исколет себе лапы, нос и уходит ни с чем.
– А мы сможем, как еж, свернуться клубком?
– Попробуйте. Получается? (Дети пытаются это сделать, но не получается).
– Какие лапы у ежа?
Воспитатель. Лапы у ежей короткие, они их легко могут спрятать под брюхо.
- Посмотрите на эту картину. (Рассматривание картины «Ежи»).
– Кого вы видите на картине?
(Ежиха с ежатами.)
– Куда пришли ежи?
(На лесную полянку.)
– Какая мама?
(Большая.)
– Какие детеныши?
(Маленькие.)
– Чем покрыта спина ежа?
(Иголками.)
– Зачем пришли ежи на лесную полянку?
(Ежи пришли поохотиться.)
– Чем питаются ежи?
(Мышами, улитками, червями и т. д.)
Воспитатель.
А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы его будете заканчивать.
– На лесную полянку вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха, она … (большая).
– А это … (ежата, они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки – иголки).
– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).
– Они нашли … (улитку и жука).
А сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение».
– Заяц пушистый, а еж … (колючий).
– Еж спит днем, а охотится … (ночью).
– Волк большой, а еж … (маленький).
– Белка живет в дупле, а еж … (в норе).
– У медведицы медвежата, а у ежихи … (ежата).
Подвижная игра «Еж и мыши».
Еж (ребенок в шапочке ежа) стоит в кругу и выполняет движения согласно тексту. Дети-мыши, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
«Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик – всюду тишь,
Чу! Скребется где-то мышь!»
Дети присаживаются, скребут пальцами по полу, затем тихонечко бегут по кругу и пищат: пи-пи-пи. Ежик в это время прислушивается и приглядывается. Затем мышки присаживаются на корточки – прячутся. Выбегает на носочках из круга еж, сложив ручки на груди, ищет мышек.
Воспитатель:
«Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!»
Еж, не найдя мышек, возвращается в норку.
(Игра повторяется 2 раза.)
Продуктивная деятельность.
Нашим ежатам очень хочется иметь много друзей. Давайте им поможем, нарисуем для них друзей-ежей.
– Подойдем к столам и посмотрим что у нас там? (Дети проходят к столам, где лежат нарисованные ежи, но без иголок)
Ответы детей.
Чего у них не хватает?
(Колючих иголок.)
– Что нам необходимо сделать? (Дети)
- Подрисуем (сделаем) им иголки на спину, чтобы они смогли защититься от лисы и волка? А сделаем мы это с помощью мятой бумаги и краски.
Вспомните, как мы это делали раньше. (Дети вспоминают, объясняют). А траву будем рисовать кисточкой.
-Чтобы что-то сотворить и здоровье сохранить технику и правило нужно повторить. (Дети совместно с воспитателем вспоминают о том, как нужно правильно держать кисточку и с ней обращаться, затем вспоминают о правильной осанке во время работы).
-Но перед тем, как приступить к работе, вспомните пальчиковую игру «Колкий ежик». (Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
«Ежик, ежик колкий,
Покажи иголки.
Вот они, вот они, вот они!
Ежик, ежик колкий,
Спрячь свои иголки.
Вот и нет иголок!»
Рассматривание готовых работ. Воспитатель хвалит и благодарит детей за таких красивых ежей - друзей.
Воспитатель.
Дети, а кто знает стихотворение о ежах?
(Дети рассказывают ранее выученные стихотворения).
1 ребенок. Ёжик – серенький клубок.
Прибежал, не видно ног.
Убери иголочки,
Колкий, словно ёлочка
И, как дедушка репей!
Дай, поглажу, поскорей.
Испугался, запыхтел.
Я же поиграть хотел. (Шайтанова Л.)
2 ребенок. Ёжики колючие сладко спят зимой!
Им тепло и сказочно в норке под сосной!
Лето снится ёжикам, солнце и грибы.
Почему, как ёжики, спать не можем мы? (Туровая Н.)
Рефлексия:
- Какое у вас настроение после нашего занятия?
- Что больше всего запомнилось?
- А чем вам понравилось заниматься больше всего?
- О каком диком животном мы составляли рассказ?
Литература:
1. «От рождения до школы» - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с. ;
2. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под ред. О. В. Бурляевой и др. – Саранск книжное изд-во, 2011. 104 с. ;
3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007;
4. ЗатулинаГ. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи». Вторая младшая группа, Центр педагогического образования, 2008, 176 с. ;
5. Смирнова Л. Н. «Развитие речи у детей 2–3 лет»;
6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим с литературой детей 3–5 лет», Издательство: ТЦ Сфера, 2009, 144с. ;
7. Шорыгина Т. А. «Какие звери в лесу?», Издательство: "Гном", 2011 г. ;
8. Холодова, Т. "Звучащие картинки" - новый взгляд на развитие активной речи малышей / Т. Холодова, О. Брагина // Дошкольное воспитание / Ред. В. М. Кузина, Е. Ю. Агарева. – 2011. – №9 2011. – С. 47-51;
9. Интернет-источники.