Гаврилова Наталия Владимировна
Составление описательного рассказа на материале темы «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление описательного рассказа на материале темы «Домашние животные».
Воспитатель: В. Н. Гаврилова
Цель: 1. формирование представлений о домашних животных.
Ход занятия
Отгадывание загадок
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Публикация «Составление описательного рассказа на материале темы „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Домашние животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Берегись, мышиный род, — На охоту вышел. (Кот.) (Выставляется картинка.)
— Какая кошка по размеру? (Небольшая.)
— Какая шерсть?
— Сколько лап?
— Как ходит кошка? (Бесшумно, медленно.)
— Какая мордочка? (Круглая, маленькая.) Что на мордочке у кошки? (Усы — длинные, черные, белые.)
Как кошка голос подает?
— Чем питается, где живет?
— Какую пользу приносит человеку? Взрослый загадывает загадку:
Все следы находит точно.
Охраняет склады ночью.
Уши чуткие и нос —
Это друг наш, верный. (Пес.) (Выставляется картинка.)
(Взрослый проводит беседу аналогично, как о кошке.)
З. Рассказ о животных по картинкам
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
КРОЛИКИ — это домашние животные. Они бывают белые, серые, черные. Питаются морковкой, капустой и другими овощами. Кролики, как и зайцы, прыгают, они дают человеку вкусное мясо, пух, шкурки. Из шкурок шьют шапки, шубы. Кроликов разводят на кролиководческих фермах, где они живут в клетках.
Взрослый загадывает загадку:
Молоко дает нам кто-то,
Детям пить его охота.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают. (Коровы.) (Выставляется картинка.)
КОРОВА — крупное домашнее животное. У коровы длинное широкое туловище с раздутыми боками. Хвост длинный, на конце кисточкой. Им корова отгоняет насекомых. На голове рога. У коровы большие уши. Живут коровы в коровнике. Зимой едят сено и солому, а летом пасутся на лугах и жуют, свежую траву. Коровы дают молоко, а из него приготавливают разные молочные продукты: масло, кефир, сыр, творог. У коровы есть копыта. Это парнокопытное животное.
Назовите домашних животных, у которых есть копыта. (Лошадь.) (Выставляется картинка.)
— Как лошадь голос подает? ржёт
— Где живет? в конюшне
— Чем питается? травой, сеном
— Какую пользу приносит?
Взрослый загадывает загадку:
Бежит замарашка В щетинистой рубашке. Хвост крючком, Нос пятачком. (Свинья.) (Выставляется картинка.)
(Взрослый проводит беседу аналогично, как о лошади.)
Взрослый загадывает загадку:
Бегут по дорожке
Борода да рожки. (Коза.) (Выставляется картинка.)
КОЗА — домашнее животное. Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Любит зеленую траву, дает вкусное мясо, молоко, шерсть. Живет коза в сарае, хлеву.
Кто ёще живет в хлеву? (Овца.) (Выставляется картинка.)
ОВЦА — у нее небольшое тело, покрытое густой длинной пушистой шерстью. У ягнят вся шерсть в завитках, мягкая, шелковистая. Ноги короткие, но сильные. У баранов есть рога, а у овец нет. Овцы живут в сараях, хлеву. Зимой едят сено, а летом пасутся на лугах. Овцы бывают белые, черные. Овец разводят из-за шерсти мяса. Их стригут и из шерсти делают теплые вязаные вещи.
4. Динамическая пауза (с мячом)
«Скажи ласково» : коза-козочка, лошадь-лошадка, овца-овечка, и т. д.
Аналогично с названиями детёнышей домашних животных : щенок-щеночек, поросёнок-поросёночек, ягнёнок-ягнёночек и т. д.
5. Образование существительных с помощью суффикса -ищ
У кошки — усы, у котенка — усики, у кота — усищи (аналогично с разными животными : нос, лапы, зубы, хвост, глаза).
6. Подбор слов-антонимов
У коровы длинный хвост, а у свиньи.
У козы острые рога, а у барана
У свиньи жесткая щетина, а у кошки шерсть
7. Образование сложных прилагательных
У коровы длинный хвост. Корова, какая? — длиннохвостая.
У быка острые рога. Бык, какой? — У свиньи короткие ноги. Свинья, какая? — У кролика длинные уши. Кролик, какой? — У лошади длинная грива. Лошадь, какая? — У овцы мягкая шерсть. Овца, какая? —. и т. д.
8. Образование притяжательных прилагательных
Конура собаки. Чья конура? — Собачья.
Копыта коровы. Чьи копыта? — Борода козы. Чья борода? — Грива лошади. Чья грива? — Уши кролика. Чьи уши? — Хвост кошки. Чей хвост? —. и т. д.
10. Итог занятия
Материал для закрепления
1. Знать названия домашних животных. Знать внешние признаки животных, чем питаются, как передвигаются, как голос подают (хрюкает, мяукает, ржёт. блеет, гавкает и т. д., где живут, какую пользу приносят. Знать названия детенышей. Подобрать эпитеты к каждому животному. Уточнить, почему животные называются «домашние». Составить описательный рассказ о любом животном.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: корова — коровы — коров и т. д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами:
Например: овца — овечка и т. д.
3. Образование сложных прилагательных.
Например: У коровы длинный хвост. Корова какая? — длиннохвостая.
У бытка острые рога. Бык какой? — У свиньи короткие ноги. Свинья какая? — У кролика длинные уши. Кролик какой? — У лошади длинная грива. Лошадь какая? — У овцы мягкая шерсть. Овца какая? —. и т. д.
4. Образование притяжательных прилагательных.
Например: Конура собаки. Чья конура? — Собачья.
Копыта коровы. Чьи копыта? — Борода козы. Чья борода? — Хвост лошади. Чей хвост? — Морда кролика. Чья морда? — Лапы кошки. Чьи лапы? —. и т. д.
5. Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
Например: нос — носище, лапы —. , хвост —. , усы — зубы —. , глаза —
б. Образование слов-антонимов.
Например: У коровы длинный хвост, а у свиньи. короткий
У свиньи жесткая щетина, а у кошки мягкая
свиньи толстые ноги, а у ягненка тоненькие
7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай» : 1 корова, 2 коровы, 5 коров и т. д.
8. Составление рассказа-описания по плану.
Когда–то давно человек приручил этих животных. Они стали приносить пользу человеку. А вы знаете, какую пользу приносят домашние животные? Однажды собрались домашние животные во дворе у хозяина и затеяли спор, кто из них какую пользу приносит. Помогите мне рассказать. Собака пролаяла: «Я сторожу дом» (продолжают дети). Кошка промяукала (я ловлю мышей). Корова промычала (у меня самое вкусное молоко). Коза проблеяла (моё молоко очень полезно). Лошадь заржала (а я перевожу мелкий груз). Свинья захрюкала (я даю человеку мясо). А овечка заблеяла (из моей шерсти вяжут самые тёплые варежки).
Есть у вас домашние животные?
Как вы за ними ухаживаете?
Расскажите о своих домашних любимцах.
У каждого животного есть детёныши. Назовите их.
Составляют описание будем по схеме (мнемотаблица) :
- название животного
- где живет
- чем питается
- внешний вид
- какой голос
- польза