Кириллова Тамара
Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область
Конспект ООД
по речевому развитию
«Мороз и солнце – день чудесный!»
(Составление описательного рассказа
по картине И. И. Шишкина «Зима»)
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик
Кириллова Тамара Николаевна,
воспитатель первой
квалификационной категории.
2020 г.
Цель:
1. Приучать детей к самостоятельности суждений.
2. Учить детей составлять описательный рассказ по картине.
Темочки:
- Зима
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
3. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.
4. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.
Оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».
Словарная работа: непроходимый, еловый бор, частый лес или чащоба, припорошить.
Ход ООД.
1. Вступительное слово воспитателя.
Как же хороша наша русская зима! Снег укрыл землю пушистым покрывалом, лежит на ветках деревьев и кустарников, которые погрузились в глубокий сон. Ударили морозы, раскрасив инеем деревья и дома. Зима радует и удивляет нас ярким солнцем и морозным воздухом.
На дворах и домах
Снег лежит полотном,
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему,
И на ветках берёз
Как алмазы горят
Капли сдержанных слёз.
И. Никитин «Встреча зимы».
Сегодня мы знакомимся с картиной русского художника И. И. Шишкина «Зима».
2. Знакомство с картиной И. И. Шишкина «Зима».
Перед вами зимний пейзаж.
Внимательно рассмотрите картину.
- О чём рассказал нам художник? (Ответы детей: о зиме в лесу).
- Какое первое впечатление появилось у вас при знакомстве с этой картиной? (Ответы детей: зимний лес очень красивый)
- Какой же это лес? (Ответы детей: старый, дремучий).
- Да, это старый, непроходимый лес. Про него ещё можно сказать еловый бор.
- Посмотрите на ели. Какие они? Обратите внимание на стволы и ветви елей. (Ответы детей: ели огромные, у них толстые стволы, ветви начинаются высоко наверху).
- Каким мы видим лес на картине чуть дальше от этих огромных елей? (Ответы детей: деревья растут близко друг к другу, и человеку невозможно пройти мимо них).
-Запомните, про такой лес можно сказать частый лес или чащоба.
- Чем припорошены огромные ели? (Ответы детей: припорошены снегом и инеем).
- Что мы видим на земле? Что лежит под снегом? (Ответы детей: огромные стволы упавших старых деревьев).
- Обратили ли вы внимание на наклонившиеся стволы деревьев? (Ответы детей: да, есть наклонившиеся старые стволы, которые тоже скоро упадут).
Заметили ли вы маленькие ёлочки и кусты? (Ответы детей: да, они чуть виднеются из-под снега).
- Почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев? (Ответы детей: художник стоял очень близко к деревьям, поэтому не видел их верхушек, а видел только стволы).
- Что больше всего привлекло внимание художника в зимнем старом лесу? (Ответы детей: огромные снежные сугробы).
- Действительно, снег. На переднем плане картины мы видим поляну с поваленными деревьями, которые покрыты пушистым снегом).
- Видим ли мы на картине обитателей леса? (Ответы детей: только одну птицу, сидящую на ветке).
- Как вы думаете, какое время суток изображено художником? (Ответы детей: утро, потому что первые солнечные лучи осветили только верхушки деревьев да небольшую полянку слева).
- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Ответы детей: хочется попасть в такой лес и полюбоваться его красотой).
3. Физкультминутка «Мы пришли в зимний лес».
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по кругу.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны.)
Справа берёзка в шубке стоит (Руку отвести вправо и посмотреть на неё.)
Слева ёлка на нас глядит. (Отвести руку влево и проследить за ней взглядом.)
Снежинки в небе кружатся, (Кружатся.)
На землю красиво ложатся. (Приседают.)
Вот и зайка поскакал, (Прыжки на двух ногах на месте.)
От лисы он убежал,
Серый волк рыщет, (Руки на поясе, наклоны в стороны.)
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас, (Медленно присесть, прячась.)
Не найдёт тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит, (Имитируют сон.)
Так всю зиму он проспит.
Прилетают снегири, (Имитируют полёт птиц.)
Ух, красивые они!
В лесу красота и покой, (Развести руки в стороны.)
Вот только холодно зимой. (Обхватить руками плечи.)
4. Составление описательных рассказов детьми.
Описательный рассказ по картине И. И. Шишкина «Зима», составленный Даниилом.
На картине художника И. И. Шишкина я вижу зимний лес. Он старый, дремучий и непроходимый, потому что деревья растут близко друг к другу. Лес припорошен снегом и инеем.
Справа на картине изображены огромные ели: у них толстые стволы, ветки растут высоко. На земле под снегом лежат огромные стволы старых деревьев.
Солнышко освещает только верхушки деревьев и маленькую полянку слева.
В лесу холодно и морозно.
5. Итог.
Вот и состоялось наше знакомство с картиной русского художника И. И. Шишкина «Зима». Судя по составленным описательным рассказам, картина понравилась и запомнилась каждому из вас.