Полежаева Татьяна Сергеевна
Составление описательного рассказа детей с помощью волшебной сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Составление описательного рассказа детей с помощью волшебной сказки «Хаврошечка»
Возрастная группа детей: подготовительная группа
Цель занятия:
Развитие умений связной речи детей с помощью волшебной сказки
«Хаврошечка»
Образовательные задачи по основной образовательной области:
Образовательные задачи:
Публикация «Составление описательного рассказа детей с помощью волшебной сказки „Хаврошечка“» размещена в разделах
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Учить детей составлять описательный рассказ. Учить определять способы соединения предложений в тексте. Продолжать работу над языковыми средствами связи между предложениями.
Развивающие задачи:
Развивать у детей умение выделять в предмете существенные, характерные признаки, соединять, группировать признаки, адекватно обозначая их словами; умение пользоваться разнообразными языковыми средствами; развитие зрительной и слуховой памяти; формирование ассоциативного мышления; умение давать подробное, развернутое и сжатое, краткое описание.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников; учить отвечать полным ответом.
Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:
Образовательная область «Коммуникация»: стимулировать и развивать речевую активность детей; формировать коммуникативные навыки; умение отвечать на вопросы воспитателя.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:
1. Игровая деятельность: игровая ситуация
2. Коммуникативная деятельность: рассматривание с дальнейшим обсуждением, составление описательного рассказа, дидактические упражнения
3. Чтение художественной литературы: определение последовательности событий, беседа
[h]Предварительная работа:[/h3]
Знакомство и чтение русских народных, волшебных сказок, бытовых и сказок про животных. Чтение воспитателем сказки «Хаврошечка». Знакомство детей с мнемотаблицами, и умение с работать с ними.
Форма проведения занятия:
Фронтальная
Чтение воспитателем сказки «Хаврошечка»
Методы и приёмы:
Игровой: организационный момент, в рефлексивной части, физкультминутка, дидактические упражнения, работа с пословицами и мнемотаблицей.
Наглядный: показ, демонстрация;
Словесный.
Привлечение внимания к деятельности путём мотивации: - А теперь давайте зажмуримся и представим волшебную яблоню (воспитатель помещает на доску рисунок с яблоней). Отрываем глазки. Что изображено на картинке? Она волшебная? (Дети отвечают, что это не волшебная яблоня.)
- Давайте опять зажмуримся и представим волшебную яблоню. Воспитатель заменяет прежнюю иллюстрацию
новой – сказочной.
- Чем отличается сказочная яблоня от не сказочной?
Планируемый результат: Развитие у детей умения выделять в предмете существенные, характерные признаки, соединять
группировать признаки адекватно обозначая их словами; умение пользоваться разнообразными языковыми средствами;
умение давать подробное, развернутое и сжатое, краткое описание.
Перечень используемых материалов: волшебный сундучок; волшебные предметы: коровушка, пряжа, веретено; картинки двух яблонь; карточки с изображением героев сказки, мнемотаблица.
Перечень художественной литературы:
1. Русские народные сказки (волшебные)
2. сказка «Хаврошечка»
3. пословицы
Ход занятия:
I часть: «Мотивационно-побудительная»
- Посмотрите, какой у меня необычный волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в нем лежит. Это предметы, и они же персонажи сказок:
коровушка, пряжа, веретено. В какой сказке коровушка помогала девочке напрясть пряжу?
- Чем волшебные сказки отличаются от сказок о животных, от сказок бытовых?
- Добро и зло в волшебной сказке постоянно борются. Что всегда побеждает?
– Как вы думаете, как можно по-другому назвать сказку?
II часть: «Основная»
- А теперь давайте зажмуримся и представим волшебную яблоню
(воспитатель помещает на доску рисунок с яблоней). Отрываем глазки. Что изображено на картинке? Она волшебная? (Дети отвечают, что это не волшебная яблоня)
- Давайте опять зажмуримся и представим волшебную яблоню. Воспитатель заменяет прежнюю иллюстрацию новой – сказочной.
- Чем отличается сказочная яблоня от не сказочной?
- Давайте вместе составим рассказ-описание волшебной яблони Хаврошечки по плану:
1. Что это?
2. Какая она?
3. Из каких частей состоит?
4. На что похожа она, её веточки, листочки?
5. Почему яблонька волшебная?
6. Какие удивительные поступки совершает?
- Ребята, я представила волшебную яблоню. Она красивая, стройная. Похожа на красную девицу, одетую в зеленый сарафан, а на голове у неё надет веночек. Её веточки словно ручки. Она дружит с ветерком, танцуя вместе с ним. На солнышке у неё поспевают наливные яблочки. С добрыми людьми она разговаривает, поет любимые песни, водит хороводы, помогает им и в горе, и в радости.
- А теперь вы расскажите о своей волшебной яблоньке. У каждого она своя, удивительная и неповторимая.
Рассказы - описания детей.
Физкультминутка
[/b]
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись». Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации. Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперёд)
К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх)
От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону)
Кого яблонька заденет, тот берёт иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится почему?
III часть: «Рефлексивная»
[/b]
Воспитатель:
- В этой сказке многие действия протекают по цепочке, можно сказать друг за другом.
….Были у хозяйки три дочери большие. Старшая звалась
Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка)
-Что затем следует в сказке? (Дети с помощью мнемотаблицы стараются пересказать содержание сказки.)
Дидактическое упражнение
Воспитатель располагает на фланелеграфе картинку с изображением яблочка.
«Это яблоко. Какое оно? На что похоже? С чем можно сравнить? Назови ласково»
Дидактическое упражнение «Подбери синонимы. Яблоко спелое. Как можно сказать по-другому?»
Дидактическое упражнение «Подбери антонимы. Кислое - … (сладкое, большое - … (маленькое, спелое - … (зеленое, незрелое).
Работа с пословицами:
- Подходит ли к сказке выражение: «Засучив рукава», «Нет худа без добра?»
Воспитатель подводит итог занятию. Отмечает ответы детей.