Мария Алехина
Составление описательного рассказа про рыб с использованием схемы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление описательного рассказа про рыб с использованием схемы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Продолжить работу по формированию связной речи;
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных;
- Упражнять в согласовании существительных с числительными;
- Закреплять обобщённое понятие "Рыбы";
- Закреплять умение употреблять в речи сложные предложения;
Коррекционно- развивающая:
- Активизировать память, внимание, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Составление описательного рассказа про рыб с использованием схемы» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- Воспитывать бережное отношение к рыбам;
- Воспитывать умение слушать рассказы других детей.
Оборудование: проектор, слайды, схема описания, предметные картинки.
I Организационный момент.
1. Беседа.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мальчик Митя. Он хочет стать рыбаком. Но он никак не может поймать рыбу. И просит ему помочь. (Слайд 1)
II Основная часть.
1 Объявления темы занятия.
- Ребята, а что необходимо для рыбалки? (Удочка, наживка (червячки, крошки хлеба для подкорма, резиновые сапоги, сачок и ведро для рыбы). (Слайд 2)
– Чем питается рыба? (Водорослями, червяками, крошками, другой рыбой). (Слайд 3)
- А что бы поймать рыбу, каким должен быть рыбак? (Терпеливым, внимательным, удачливым, ловким, шустрым, умелым) (Слайд 4)
- Где водится рыба? (В воде, в водоёмах) – Чтобы узнать где обитает рыба давайте с вами отгадаем загадки.
2 Загадки.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает? (море) (Слайд 5)
Течёт, течёт – не вытечет
Бежит, бежит – не выбежит (река) (Слайд 6)
Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы (аквариум) (Слайд 7)
- Ребята, а в аквариуме можно ловить рыбу? (Нет). – Почему? (В аквариуме мы содержим рыбок как домашних питомцев).
3 Упражнение “Вопрос-ответ”.
- Давайте с вами отправимся вместе с Митей на рыбалку.
- Чтобы поймать рыбку мы должны выполнить задания.
- Посмотрите, ребята сколько рыбы плещется в воде. Они то и дело показываются на поверхности. – Давайте назовём что виднеется в воде. (Слайд 8)
Чья голова? — Это рыбья голова.
Чьи жабры? — Это рыбьи жабры.
Чье брюшко? — Это рыбье брюшко.
Чье туловище? — Это рыбье туловище.
Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.
Чья чешуя? — Это рыбья чешуя.
Чей хвост? — Это рыбий хвост.
Чьи плавники? — Это рыбьи плавники.
4 Игра “Назови ласково”.
- Ребята, давайте с вами отправимся на речку и поможем Мите поймать рыбу. Для этого позовём ее ласково. (Слайд 9)
Щука – щучка
Ёрш – ёршик
Окунь – окунёк
Карп – карпик
Сом –сомик
Налим – налимчик
5 Игра “Не ленись, называй”.
- Вспомните где ещё водится рыба? (В море).
- Так давайте отправимся с вами и Митей на берег моря. Чтобы поймать рыбку, давайте назовём какая рыба. (Слайд 10)
Акула (какая) – хищная, белая, тигровая, зубастая, прожорливая, голодная, кровожадная, страшная, быстрая, опасная.
Камбала (какая) – плоская, скользкая, коричневая.
Сельдь (какая) –небольшая, жирная.
Рыба-меч (какая) – длинная, длинноносая.
Мойва (какая) – небольшая, юркая.
6 Игра “Улов”.
- Вот сколько рыбы мы наловили. Давайте посчитаем сколько рыбы мы поймали. (Слайды 11-14)
Щука: одна щука, две щуки, три щуки, четыре щуки, пять щук.
Окунь: один окунь, два окуня, три окуня, четыре окуня, пять окуней, шесть окуней.
Камбала: одна камбала, две камбалы, три камбалы, четыре камбалы.
Сельдь: одна сельдь, две сельди, три сельди, четыре сельди, пять сельдей.
- Когда рыбак поймал рыбу, куда он должен её положить? (В ведро, в кусты, подальше от воды). – Правильно, ведь если положить рыбу близко к воде она может почуять воду и уплыть.
7 Физкультминутка “Рыбачок – чудачок”. (Слайд 15)
Изображать движения по ходу действия.
Рыбак рыбку поймал,
Снял с крючка и ей казал:
“Ты карасик полежи, а я вторую погляжу”.
Рыбка хитрая была,
В речку прыг и уплыла.
Рыбачок за ней нырнул,
Только чуть не утонул.
И без рыбки рыбачок
Плачет мокрый чудачок.
8 Рассмотрение схемы – описания.
- Теперь, ребята, давайте с вами составим рассказы-описания тех рыб, которых мы помогли поймать Мите и поможет нам в этом схема. С чего мы начнём наш рассказ? (С названия рыбы). Потом? (Какого размера). О чём дальше расскажем? (Какие есть части тела у рыбы). Затем? (Какого цвета рыба). Дальше мы расскажем о чём? (Где живёт рыба). Чем закончим рассказ? (Чем питается рыба). (слайд 16)
9 Пример рассказа.
- Ребята послушайте какой я придумала рассказ про камбалу.
Это камбала. Она плоская. У неё есть голова, глаза, рот, туловище, жабры, плавники и хвост. Тело рыбы покрыто чешуёй. Камбала коричневого цвета. Она обитает в море. Питается водорослями. (Слайд 17)
10 Составление рассказа по схеме.
Составление рассказа детьми.
III Итог занятия.
- Где мы сегодня с вами побывали? (На рыбалки). (Слайд 18)
- Кого мы помогли поймать Мите? (Рыбу) – Назовите речных рыб (Щука, окунь, сом, налим, ёрш, карась). Назовите морских рыб (Камбала, сельдь, акула, рыба-меч, мойва).
Оценка рассказов детей.