Мария Кабанова
Сопровождение детей с ТНР в организации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи - определение и реализация индивидуального образовательного маршрута коррекционно-педагогической работы.
Достижение положительного результата возможно только при условии реализации комплексного подхода в деятельности логопеда, воспитателя логопедической группы, которую посещает ребенок с ТНР.
В рамках диагностической работы воспитатель изучает уровень речевого развития ребенка с ТНР, а так же квалифицирует с помощью учителя-логопеда вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины.
Публикация «Сопровождение детей с ТНР в организации дошкольного образования» размещена в разделах
Наряду с речевыми недостатками у дошкольников могут отмечаться недостатки неречевого характера, проявляющиеся в недоразвитии психических процессов. Поэтому в процессе обследования должны быть учтены связи умственного, речевого и физического развития ребенка.
На основании диагностических данных совместно с учителем-логопедом разрабатывается индивидуальный маршрут на воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, которая утверждается на педсовете образовательного учреждения (на заседании ПМПк учреждения).
В ходе реализации программы комплексного сопровождения ребенка с ТНР воспитатель решает следующие задачи:
• Развитие познавательной активности, которое мы осуществляли через реализацию проектной деятельности в рамках годовой задачи. Два года мы работаем в направлении развития познавательной активности и речи дошкольников посредством проектной деятельности, что дает положительные результаты. За это время реализовано 8 проектов один долгосрочный проект сейчас в работе.
• Расширение кругозора детей и расширение словарного запаса, его активизация по лексиксическим темам. Еженедельно в группе организовываются тематические уголки – выставки по теме недели, где собраны дидактические игры, книги, альбомы и иллюстрации.
• Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.
• Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни.
• Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
• Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.
Для реализации данных задач так же используем интерактивные дидактические игры, которые мы размещаем на сайте группы для закрепления лексики тематических недель или для закрепления навыков словообразования.
Вся коррекционно – воспитательная работа в нашей группе проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности.
Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей : во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности.
В работе с воспитанниками включаем ежедневно 2 раза в день проведение артикуляционной гимнастики.
В группе с детьми с ТНР мы организуем и проводим занятия по заданию логопеда. Индивидуальные занятия проводим во второй половине дня, после полдника. Все задания для вечерних занятий знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.
Один из важных этапов сопровождения - консультативно-просветительское сопровождение семьи. С помощью буклетов, рекомендаций, консультаций, бесед знакомим родителей с доступными в домашних условиях способами стимуляции речевого развития, обогащения языковой среды и т. д.
Для родителей на странице группы есть раздел с консультациями и рекомендациями для них. Так же родители могут ознакомиться с новостями группы, с тем, какой лексической теме была посвящена неделя и какие мероприятия реализовывались в рамках тематики. Так же к каждой тематической неделе для родителей размещается пальчиковая гимнастика по теме.
Таким образом, родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Вовлечение родителей влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.