Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации

Копчикова Елена
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации»

I. Введение

Принятие Федерального закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –Стандарт) гарантирует возможность получения образования каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации» размещена в разделах

Согласно статье 79 закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» : «Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – АООП).

В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися».

Для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС осуществляется их психолого- педагогическое сопровождение.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения (поддержки) обучающихся с РАС:

Помощь в овладении содержанием АООП, включая создание специальных образовательных условий.

Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций.

Психолого-педагогическое сопровождение (поддержка) обучающихся с РАС регламентируется программой коррекционной работы образовательной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС и коррекционная работа – не изолированный блок работы, а составная часть всего образовательного процесса. Коррекционная работа вплетается и пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Коррекционная работа в процессе внеурочной деятельности осуществляется в ходе реализации:

коррекционных курсов в индивидуальной, подгрупповой, малой групповой и групповой формах (коррекционно-развивающая область);

программ дополнительного образования (студии, кружки, секции);

внеурочных внутришкольных мероприятий (праздники, концерты, творческие и спортивные акции);

внешкольных мероприятий (экскурсии, прогулки, походы).

II. Функции учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в реализации АООП НОО обучающихся с РАС участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификацию для каждой занимаемой должности, которая должна соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, указанных в приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту. При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).

В междисциплинарную команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, помимо учителя могут входить следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор, педагоги дополнительного образования.

Все коррекционные мероприятия и мероприятия по адаптации ребенка к школе вырабатываются и согласуются всей командой специалистов на ПМПк и должны быть направлены на достижение общих целей, наиболее важных в конкретный период.

1. Деятельность учителя.

Основным специалистом, осуществляющим постоянное и непрерывное наблюдение, обучение и воспитание ребенка с РАС, является учитель. Поэтому именно учитель принимает окончательное решение при постановке коллегиальных коррекционных и образовательных задач, стратегиям сопровождения и оказания комплексной помощи детям с РАС и их родителям (законным представителям).

2. Деятельность педагога-психолога.

Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, проводит работу по коррекции нарушений в развитии познавательной сферы и т. д.

К основным направлениям коррекционной работы психолога можно

отнести:

помощь в адаптации к условиям обучения в школе;

коррекцию дезадаптивного поведения;

формирование навыков социального взаимодействия;

формирование коммуникативных навыков;

формирование представлений о себе и своем социальном окружении;

формирование «модели психического»;

эмоционально-личностное развитие и другие направления.

3. Деятельность учителя-дефектолога.

Учитель-дефектолог является специалистом, который имеет специальные знания по организации работы с детьми с РАС, и его помощь направлена на освоение АООП НОО и АОП. Этот специалист обеспечивает грамотную профессиональную поддержку не только ученику, но и методическую поддержку учителю класса. Он осуществляет помощь в адаптации учебных, дидактических материалов и образовательной среды. Дефектологическая помощь оказывается до тех пор, пока обучающийся с РАС не сможет овладевать учебными навыками, необходимыми для освоения АООП НОО и АОП.

К основным направлениям работы учителя-дефектолога можно отнести:

формирование стереотипа учебного поведения;

формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т. д.);

формирование дефицитарных учебных навыков;

развитие познавательной деятельности;

коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и т. д.

4. Деятельность учителя-логопеда.

Задачи деятельности школьного учителя-логопеда относятся к развитию речи (преодоление фонетико-фонематического недоразвития, коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова, развитие связной речи т. д.).

Однако при организации комплексного сопровождения ребенка с РАС возникает необходимость постановки задач, направленных на общий результат: преодоление трудностей освоения программного материала и развитие коммуникативных навыков.

К направлениям работы учителя-логопеда относятся:

формирование коммуникативной функции речи;

формирование у обучающегося средств коммуникации (речевой и альтернативной);

понимание обращенной речи (понимание инструкций, коротких текстов, диалогов и т. д.);

коррекция дислексии и дисграфии.

Важно, чтобы коррекционные логопедические занятия способствовали усвоению ребенком АООП НОО и АОП и соотносились с тематикой учебных предметов:

• русского языка и литературного чтения (при обучении по вариантам 8.1 и 8.2 АООП);

• русского языка, чтения и устной речи (при обучении по варианту 8.3 АООП);

• речь и альтернативная коммуникация (при обучении по варианту 8.4 АООП).

Задачей логопеда является также оказание методической поддержки учителю по организации речевого режима, адаптации текстов и других учебных и дидактических материалов.

5. Деятельность социального педагога.

Функции социального педагога – осуществление взаимодействия с семьей ребенка, консультирование по организационным вопросам при его обучении, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе. На основе результатов социально-педагогической диагностики социальный педагог определяет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, а также направления помощи в адаптации ребенка в школе.

В функциональные обязанности этого специалиста может входить:

установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов, и т. п. ;

сопровождение ребенка в ходе проведения школьных и внешкольных мероприятий, в студиях дополнительного образования;

развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций, в том числе за пределами школы (в магазине, общественном транспорте и т. д.);

помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба» и т. д. ;

поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании и т. д.

6. Деятельность тьютора.

Необходимость сопровождения тьютором, особенно в адаптационный период, определяется специфическими особенностями конкретного ребенка. В функции тьютора входит:

помощь в организации поведения ребенка на уроке:

• направление внимания обучающегося на учителя, на доску, в рабочую тетрадь;

• предоставление ребенку подсказок при выполнении фронтальных инструкций и учебных заданий;

• помощь в выполнении последовательности необходимых действий;

участие в работе по коррекции нежелательного поведения;

оказание помощи при взаимодействии со сверстниками;

организация поведения в ходе режимных моментов.

Как правило, необходимость сопровождения ребенка тьютором, а также период этого сопровождения указываются в рекомендациях ПМПК. После окончания диагностического периода решение о необходимости сопровождения ребенка тьютором может быть принято на школьном консилиуме.

Основными показаниями для назначения поддержки тьютором являются:

трудности регулирования собственного поведения в рамках обучения в классе, препятствующие организации учебного процесса;

выраженные проявления дезадаптивного поведения (агрессивные и аутоагрессивные проявления);

трудности организации собственной продуктивной деятельности как во время уроков, так и на переменах;

трудности организации деятельности в быту и самообслуживания (переодевание, туалет, поведение в столовой и т. п.).

трудности понимания речи (инструкций) учителя.

Некоторым детям, особенно на первых этапах обучения, тьютор необходим на протяжении всего периода нахождения в школе для сопровождения всех учебных и режимных моментов. По мере адаптации ребенка помощь тьютора сокращается и может быть необходима фрагментарно, например, на конкретном учебном предмете, или при осуществлении определенного вида деятельности (контрольная работа, или при возникновении новых социальных ситуаций (праздники, экскурсии).

7. Деятельность координатора по инклюзии.

Координатор по инклюзии (методист) – это специалист, играющий важную роль в организации процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школы, в создании специальных условий для адаптации, обучения и социализации учащихся, регулирующий деятельность всего педагогического коллектива в данном направлении. Координатор по инклюзии – основной «носитель» информации и помощник учителя в организации образовательного процесса в инклюзивном классе.

При этом важно помнить, что координатор, как и специалисты психолого-педагогического сопровождения, ориентируется в своей деятельности на запрос учителя, его инициативу и информацию о состоянии, успехах и проблемах особого ребенка и всего класса.

III. Заключение

Деятельность всех специалистов консилиума образовательной организации, ориентированная на максимальную социальную и образовательную адаптацию ребенка с аутистическим расстройством, должна быть максимально согласованной. А сами направления деятельности специалистов должны быть представлены в индивидуальном учебном плане и АООП ребенка и в обязательном порядке согласованы с его родителями.

Очевидно, что для каждого конкретного ребенка с тем или иным вариантом аутистических расстройств направления коррекционной работы (в соответствии с вариантом АООП) и другие специальные образовательные условия рекомендуются специалистами ПМПК и формулируются в его заключении ПМПК. Но все описанные выше задачи деятельности специалистов направлены на социально-эмоциональную и образовательную адаптацию детей с РАС, они по сути своей универсальны и необходимы каждому ребенку достаточно длительное время.

Список литературы.

1. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании ребенка с особенностями эмоционального развития // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2000. Вып. 2.

2. Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. М. : Центр «Школьная книга», 2010. Серия «Инклюзивное образование». Вып. 3.

3. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Необходимы общие усилия // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. : Просвещение, 1989.

4. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Серия «Особый ребенок». М. : Теревинф, 2005. 220 с.

5. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. М. : Чистые пруды, 2006.

6. Никольская О. С. Трудности школьной адаптации детей с аутизмом // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М. : Центр лечебной педагогики; Теревинф, 1998. Вып. 1.

7. Семаго Н. Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. М. : Центр «Школьная книга», 2010. Серия «Инклюзивное образование». Вып. 2.

Публикации по теме:

Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе .

Целевой раздел к программе психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического процесса ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ к программе психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений 1.1. Пояснительная записка Опыт.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с нарушением слуха условиях ДОО Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха В условиях работы группы для слабослышащих детей общеобразовательные.

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия детей с ОВЗ со сверстниками в условиях инклюзии Система школьного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и.

Протокол родительского собрания на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса на этапе предшкольного образования в группе кратковременного пребывания.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в ДОУ Психолого – педагогическое сопровождение педагогов в Доу Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время каждый десятый житель Земли, т. е. более 500 млн. человек, имеет те или иные ограничения жизнедеятельности, связанные с.

Конспект родительского собрания «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Выступление на семинаре педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации
Опубликовано: 19 июня 2019 в 22:33
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Копчикова Елена (УИ 1252263) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД