ольга крылова
Методическое сопровождение изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система образования предполагает создание условий успешных для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. В условиях введения ФГОС перед дошкольной системой образования стоит проблема поиска путей, способствующих развитию творческих способностей каждого ребенка. «Закон об образовании» (2011, «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (2009, «ФГОС» (2013) актуализируют проблему новых подходов к образовательному процессу. Одной из форм организации образовательного процесса ДОО является методическое сопровождение. Проблема методического сопровождения изобразительного творчества детей в дошкольной педагогике является одной из актуальных и остается недостаточно раскрытой в практике работы ДОО. Вопросами методического сопровождения занимались Е. И. Васильева, В. Б. Косминская, Т. С. Комарова[1]. В условиях введения ФГОС перед дошкольной системой образования стоит проблема поиска путей, способствующих развитию творческих способностей каждого ребенка. Реализация развития творчества происходит в процессе развития особого вида деятельности - изобразительного творчества. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, А. В. Рождественская. Опыт развития творчества детей в разных видах деятельности: изобразительное творчество, лепка, аппликации, конструирование накоплен в теории и методике дошкольного образования (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, и др.) По мнению Е. А. Флериной, детское изобразительное творчество следует понимать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Исследователь считает, что ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому [4]. Изобразительное творчество – это процесс создания, это отражение окружающей скульптуры, аппликации, рисунка, и мн. др. [2]. Поэтому 263 необходимо создавать в ДОУ такие условия, которые будут способствовать развитию творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности. Для того чтобы создать изображение требуется наглядность и словесное сопровождение. Без зрительного восприятия предмета или его изображения нельзя рисовать, лепить, заниматься разными видами изобразительного творчества [3]. Слово же всегда нест в себе обобщение, благодаря чему наглядный опыт осмысливается, обобщается. Одним из условий успешного развития изобразительного творчества является методическое сопровождение образовательного процесса. Мы считаем, что методическое сопровождение педагогов ДОО, направленное на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если будут использоваться: мастер-классы, семинарыпрактикумы, консультации, конкурсы профессионального мастерства, деловые игры, поисково-творческие задания. С педагогами нашего детского сада мы провели следующие формы методической работы : консультация, семинарпрактикум и коллективный просмотр непосредственно-образовательной деятельности педагогов – практиков. Такая форма работы, как консультация, проводилась как для всего педагогического коллектива, так и индивидуально. Были проведены следующие консультации на темы: «Развитие способностей изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста», «Графические и живописные техники», «Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста». Эти консультации только для воспитателей старших групп, так как у них возникла потребность получить определенные сведения по вопросу успешного развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. В некоторых случаях консультации было недостаточно и мы использовали такую форму методической помощи, как семинар и семинар - практикум. На семинаре педагоги получали теоретические знания. В дальнейшем теоретические знания закреплялись практическими умениями: воспитатели лепили предметы, передавая особенности формы, складывали бумагу так, чтобы получилась объемная фигура, рисовали «звездное небо» трубочкой (методом раздувания). В дальнейшем каждый педагог совершенствовал приобретенные практические умения и навыки и применял в педагогической деятельности. Нами был проведен семинар – практикум на тему: «Использование техники оригами для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста». Прежде чем организовать семинар – практикум мы с помощью анкетирования выяснили, нуждаются ли педагоги в практических навыках и умениях. Анализ анкет показал, что методическая помощь необходима для повышения профессиональной компетентности и творческого вдохновения педагогов ДОО. На семинаре – практикуме мы познакомили педагогов со значением слова «оригами» в переводе с японского языка. Узнали, кто одним из первых ввел технику оригами в педагогическую деятельность, какие творческие возможности проявляются в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста при использовании техники оригами. Прежде чем учить детей оригами, педагог сначала сам должен освоить технику складывания бумаги. Наиболее опытные педагоги поделились своей практической деятельностью для того, чтобы другие воспитатели использовали это в своей работе. Методические пособия, изготовленные в результате проведения практикумов, воспитатели так же используют в своей педагогической деятельности. Результатом работы педагога с детьми является то, что в старшей группе был организован театр, где все персонажи выполнены в технике оригами. Следующей формой методического сопровождения изобразительного творчества был коллективный просмотр и обсуждение открытого занятия, проведенного педагогом-практиком. На занятии были использованы задания: «Дорисуй», «Нарисуй с помощью геометрических фигур животное». Такие занятия посещали педагоги, которые только начинали работать и с опытом работы с детьми дошкольного возраста. Это позволило им выработать свои удачные приемы в развитии изобразительного творчества дошкольников. На занятии педагоги познакомились с наиболее интересными нетрадиционными техниками рисования: рисование свечами, рисование нитью. Созданные условия методической помощи повышают профессиональную компетентность, рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога. В результате такой работы с педагогами ДОО дети старшего дошкольного возраста стали с большим желанием заниматься изобразительным творчеством, с удовольствием участвовать в районных конкурсах детских творческих работ. У детей активизировалось воображение, повысилась самооценка, сформировалось умение работать в коллективе, согласовывая свои действия с действиями товарищей. Развивалась мелкая и общая моторика, координация движений. Происходило развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез, обобщение. В целом изобразительное творчество способствует решению задач разностороннего развития личности дошкольника, что в свою очередь является основой дальнейшего успешного обучения в школе. Таким образом, реализация разнообразных форм методической работы с педагогами ДОО способствовало развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. [/i]
Публикация «Методическое сопровождение изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Литература 1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / Т. С. Комарова - М. : «Мозаика – Синтез», 2006. 2. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. [Текст] / Н. Н. Копытова –Спб. : Детство – Пресс, 2009. 3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / Т. С. Комарова - М. : «Мозаика – Синтез», 2006. 4. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. [Текст] / Е. А. Флерина - М. : Просвещение,1956.