МААМ-картинки

Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования» (4 фото)

Татьяна Бестаева
Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность разрабатываемого проекта:

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Публикация «Апробация программы дополнительного образования „Я — исследователь“ в практику дошкольного образования“» размещена в разделах

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации.

Дети дошкольного возраста, по своей природе, пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Актуальность заявленной проблемы:

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Цель проекта:

Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

1. Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.

2. Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

3. Развитие внимания и памяти.

4. Развитие речевых способностей.

5. Воспитывать положительное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами окружающего мира.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

7. Вовлекать родителей в проектную деятельность

Сроки проекта:

Проект рассчитан на один год для детей старшей группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут (долгосрочный).

Формы работы:

1. Микрогрупповая работа.

2. Фронтальная работа.

3. Индивидуальная работа.

Предполагаемые результаты:

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:

1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;

2. Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;

3. Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:

1. Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.

2. Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.

3. Организация развивающей предметно пространственной среды.

4. Оценка результатов проведённой работы.

1 этап. Для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.

2 этап. Был разработан календарно-тематический план работы с детьми на год по экспериментальной деятельности.

3 этап. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования» и «Мини лаборатория»

В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.

Оборудование уголка безопасно для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Один раз в неделю организуется ООД, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают умозаключения и изготавливают схемы и памятки.

4 этап. Проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-анкетирование родителей,

-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

Формы сотрудничества с родителями:

Родительские собрания :

«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка», «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных детей».

Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности

детей»

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной

деятельности»;

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию?»;

4.«Игра или экспериментирование»;

5.«Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка»

Оформление информационного

Стенда: «Экспериментальная

деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Круглый стол «Здоровый ребёнок»

-Наглядная информация

-Обмен опытом

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе:

Сентябрь

3 неделя

1. Есть ли у растения органы дыхания? Что выделяет растение? Выявить потребность растения в воздухе, дыхании;

Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Помочь установить, что растение выделяет кислород.

4 неделя

2. Посадка растений и наблюдение Уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян. Научить детей узнавать семена, уметь отличать их от других семян.

Октябрь

1 неделя

3. Песок и глина. Песочные часы Закрепить свойства песка и глины

2 неделя

4. Свойства камня. Живые камни Дать понятие о камнях и их свойствах.

Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности

3 неделя

5. Свойство мокрого песка Закрепить знания детей о свойствах мокрого песка

4 неделя

6. Земля на глобусе Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях.

Магнитные свойства. Земли. Компас Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс;

Сформировать представления о компасе.

Ноябрь

1 неделя

7. Секреты подсолнечного масла Расширять знания о пользе подсолнечного масла для здоровья человека.

2 неделя

8. Термометр и температура Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре;

Сравнение разных видов термометров

3 неделя

10. Таяние снега Познакомить детей со свойствами снега.

4 неделя

11. Разноцветные льдинки Познакомить с тремя состояниями воды.

Декабрь

1 неделя

12. Твердые — жидкие

Понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла.

2 неделя

13. Мир бумаги • Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная);

• Формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

3. неделя

14. Мир ткани

Познакомить с различными видами тканей;

•Формировать умение сравнивать качества и свойства тканей;

4 неделя

15. Фокусы с магнитом Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Январь

2 неделя

16. Путешествие в мир стеклянных вещей Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность;

• вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

3 неделя

17. Легкая пластмасса Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из пластмассы.

4 неделя

18. Плавление парафина Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах.

• упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина.

Февраль

1 неделя

19. «Рассматривание снега под лупой», «При замерзании вода расширяется».

2 неделя

20. «Свечка в банке»

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше); кислород нужен для горения; познакомить со способами тушения огня.

3 неделя

21. «Тайна получения железа»

Познакомить детей со способами получения железа; определить свойства металлов; находить в окружение металлические предметы; познакомить со свойствами металлов в сравнении с деревом, пластмассой.

4 неделя

22. «Металлические предметы на улице».

Закрепить знания детей о металлах; как влияет температура воздуха на свойства железа

Март

1 неделя

23. Шишки под дождем Познакомить детей, почему открываются и закрываются сосновые шишки. Понаблюдать за сосновыми шишками в природе. Установить опытным путем, почему закрываются и открываются сосновые шишки.

2 неделя

24. «Резина и её свойства»

Познакомить детей со свойствами резины; уточнить представления детей об использовании резины человеком; Учить формулировать выводы и делать маленькие «открытия» при постановке эксперимента, умение анализировать.

3 неделя

25. «Узнай о себе шарик» Закрепить свойства резина на примере опыта; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

4 неделя

26. «Солнце друг или враг» Подвести детей к выводу, что солнце бывает полезным и вредным.

Апрель

1 неделя

27. «Разноцветные огоньки» Показать детям, из каких цветов состоит солнечный луч; продолжать развивать

2 неделя

28. Темный космос Узнать, почему в космосе темно.

3 неделя

29. От чего происходит смена дня и ночи? Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; •объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

4 неделя

30. Виды электричества Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»;

• формировать основы безопасности при взаимодействии с электричество

Май

1 неделя

31. Проводники и диэлектрики формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики, познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа, совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов.

2 неделя

32. «Приключение карандаша» Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах и качествах дерева;

3 неделя

33. «Почемучкины вопросы» формировать умения анализировать, делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха, тёплый воздух поднимается вверх, т. е. легче холодного; воздух плохо проводит тепло.

4 неделя

34. «Как распространяется звук?» «Где живёт эхо?» Познакомить детей с понятием «звук»; помочь понять, как распространяются звуковые волны; подвести к пониманию возникновения эхо.

Анализ результатов освоения воспитанниками программы «Я исследователь»

Проведя мониторинг в 2018 – 2019 учебном году (в начале и в конце года) были получены объективные данные. Эти данные были сведены в таблицах, а уже на их освоении были составлены диаграммы.

По результатам диагностики наблюдается положительная динамика развития познавательных способностей детей, благодаря использованию данной программы и применению методов и приемов, которые способствовали организации образовательного процесса, сделали его интересным, увлекательным.

Полученные данные свидетельствуют о ярко выраженной динамике развития детей, что является хорошим показателем и говорит о том, что воспитанники имеют стабильные результаты в освоении данной программы.

Комплексная, последовательная познавательно-исследовательская работа дает положительную динамику. Дети стали проявлять осознанное отношение к своему здоровью, окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным. А так же активно проявляется желание познавать мир.

Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования»

Заключение

В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);

Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

Пополнять предметно – развивающую среду

Фото «Я — исследователь»
Апробация программы дополнительного образования  в практику дошкольного образования» - фото
Фото №1 Актуальность разрабатываемого проекта Стремление наблюдать и экспериментировать самостоятельно искать новые сведения о мире важнейшие черты нормального детского поведения
Публикации по теме:

Фотоотчет «Установочные семинары по реализации авторской образовательной программы дошкольного образования «ПРО детей»Фотоотчет «Установочные семинары по реализации авторской образовательной программы дошкольного образования «ПРО детей» Авторская образовательная программа дошкольного образования «ПРО детей» Педагоги и воспитатели Поморья знакомятся с проектами Рыбаков фонда.

Реализация парциальной образовательной программы дошкольного образования «В гостях у сказки» Реализация парциальной образовательной программы дошкольного образования «В гостях у сказки» в МБДОУ Д/с «Веснушки» п. Первомайский.

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования «ФГОС — Знатоки образования» Цель: Обеспечить понимание педагогами ДОО содержания и особенностей ФГОС ДО. Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.

Основная образовательная программа дошкольного образования. Описание материально-технического обеспечения программы .

Конспект НОД в рамках программы дополнительного образования «Робототехника для малышей» в старшей группе Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 имени В. Ф. Грушина города.

Рабочая учебная программа дополнительного образования «Играя, развиваемся» для детей дошкольного возраста от трех лет Рабочая учебная программа дополнительного образования «Играя, развиваемся» для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Срок реализации.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Технологии проведения развивающих модулей программы дошкольного образования «Продетей»Технологии проведения развивающих модулей программы дошкольного образования «Продетей» Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Выступление на Гпмо по познавательному развитию «Дополнительные общеразвивающие программы дошкольного образования» Доклад на ГПМО воспитателей на тему: «Презентация дополнительной общеразвивающей программы «Волшебные пальчики» по тестопластике для детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования»
Опубликовано: 25 мая 2019 в 18:29
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Апробация программы дополнительного образования «Я — исследователь» в практику дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бестаева (УИ 530279) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД