Наталья Андреева
Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
КОНЦЕПЦИЯ построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования (по Петровскому В. А.)
Подготовила: воспитатель МДОУ
«Детский сад №21 о. в.»
Андреева Н. А.
Слайд 2Непременным условием построения РППС в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия. Личностно-ориентированная модель.
Публикация «Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» август 2019
Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»
Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.
Слайд 3
Задачи:
обеспечить чувство психологической защищенности — доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье);
формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка — не "запрограммированность", а содействие развитию личности;
знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
Слайд 4 Личностно-ориентированная модель
Способы общения — понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения - сотрудничество.
Позиция взрослого — исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Слайд 5 Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни.
Способствующей игре средой является та, которая дает широкую возможность двигаться, по возможности не ограничивает ребенка в пространстве и предоставляет всевозможные предметы для использования их в игре. Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр.
Слайд 6 Принципы построения РППС
1) Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2) Принцип активности, самостоятельности, творчества;
3) Принцип стабильности — динамичности;
4) Принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5)Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
6) Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в
эстетической организации среды;
7) Принцип открытости — закрытости;
8) Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Слайд 7 Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Установление контакта взрослый – дети, с учетом пространственного принципа "глаза в глаза".
Условие - разновысокая мебель.
Слайд 8 Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том, что у каждого человека — и у ребенка, и у взрослого — свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, "короткой" дистанции, другие — на более "длинной". Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т. д
Слайд 9 Принцип активности
Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка — творцами своей личности и своего здорового тела.
Среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств
Слайд 10 Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
Ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает ее, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение.
Слайд 11
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматривание иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.
Слайд 12 Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления
При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми. Среда должна пробуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и "гасить", тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.
Слайд 13 Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
Постижение детьми категории эстетического начинается с "элементарных кирпичиков", своеобразного языка искусства : красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие "классические" произведения живописи, а простые, но талантливые этюды. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых : реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
Слайд 14 Принцип открытости-закрытости
Новые проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.
Принцип открытости-закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.
Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы.
Второй аспект принципа — это открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. Элементы культуры — настоящей "взрослой" живописи, литературы, музыки - не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера.
Третий аспект принципа — это открытость обществу. Здесь открытость-закрытость должна соответствовать сути понятия "МОЙ ДОМ".
Четвертый аспект этого принципа — открытость своего "Я", собственного внутреннего мира.
Слайд 15 Принцип учета половых и возрастных различий детей
Своеобразие подхода, однако, заключается в том, что детям ничего не предписывается впрямую в соответствии с этими эталонами. Вместе с тем необходимо обеспечить реальную общность ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек
Если среда для младших дошкольников побуждает их к освоению полюсов: "прекрасное" — "безобразное", "добро" — "зло", "истина" - "ложь", то старшим детям среда предоставляет возможность разобраться в значении этих полюсов.