Катерина Картавых
Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
[b] Автор: Картавых Е. А.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» г. Тамбова[/b]
Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Детский сад для ребенка является очень важной ступенью в жизни, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основные знания. В этом возрасте у ребенка происходит один из важных этапов по овладению речи. Но для того, что бы процесс получения навыков по овладению всеми сторонами речи происходил своевременно и планомерно, необходимо создать определенные условия. Одним из таких важных условий является создание центра речевого развития. Цель речевого центра – оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников. Основными задачами являются: развитие активного словаря, развитие отношений при коллективной работе и знакомство с книгами и их содержанием.
Публикация «Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
Стандарт ФГОС ДО предъявляет определенные требования к развивающей предметно – пространственной среде:
Насыщенность среды
Трансформируемость пространства
Полифункциональность материалов
Вариативность среды
Доступность среды
Безопасность предметно – пространственной среды
Речевая среда должна также соответствовать этим требованиям стандарта.
На основе этого в дошкольном учреждении может быть представлена студия речевого развития, а группе центр речевого развития.
Речевой центр в группе представляет собой предметно – пространственную среду, в которую обычно входят стеллажи, игровые и дидактические игры, а так же театр. Содержание центра определяется строго в соответствии с программой и возрастом детей. Например, во второй младшей группе речевой центр предусматривает наличие сенсорной зоны для развития мелкой моторики (вкладыши, деревянные кубики, сортер, книжки и игрушки с кнопками т. д). Обязательно в каждой возрастной группе должны быть в наличии предметы для развития речевого дыхания. Для этого могут быть использованы самые простые игрушки или бросовый материал. В старшей и подготовительной группах прибавляются настольно – печатные игры.
В речевом центре должен быть оформлен мини – театр. Это небольшая зона с ширмой, декорациями и куклами. Но не стоит путать с театральным уголком: Театр может быть изготовлен из обычной коробки, а из кукол используются бибабо или куклы на руку.
Самое важное в речевом центре – это привлекательность и красота. Детей в таком возрасте очень привлекают яркие и красивые вещи, поэтому нужно его оформить так, что бы у детей было желание подходить к нему. На стену можно повесить привлекательные репродукции для детей, а на полках поставить фигурки – персонажей сказок.
Расположение речевого центра определяется тем, как близко находится игровая зона. Если игровая зона будет рядом, то дети будут отвлекаться от выполнения заданий. Так же в речевом центре должно быть хорошее освещение.
Наполняемость речевого центра должна отображать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребнка;
- работа над грамматическим строем речи;
- развитие связной речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- подготовка к обучению грамоте;
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
- знакомство с художественной литературой.
Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр и центр речевого развития.
Литературный центр организуется с целью приобщения детей к художественной литературе.
Младший дошкольный возраст :
книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
книги с динамичными элементами;
книжки разного формата: книжки-половинки, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
книжки-панорамы;
музыкальные книжки;
книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения
эстампы на темы русских народных сказок.
сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Средний дошкольный возраст
В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т. д. :
книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
открытки для рассматривания по произведениям;
портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин;
тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
материал для ремонта книг
Старший дошкольный возраст :
10-12 книг различной тематики и жанров
портреты писателей: М. Горький, С. Михалков, Б. Житков, Л. Толстой, Н. Носов, К. Чуковский;
книги, рекомендованные программой.
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка книжками – малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
Речевой центр создается для практического овладения нормами речи.
Младший дошкольный возраст
Наборы картинок и открыток по основным лексическим темам и для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др.
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий.
Серии из 4 картинок: части суток.
Серии из 4 картинок: времена года.
Сюжетные картинки крупного формата.
Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие животные» и др.).
Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).
Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания : «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др. 10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.
Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры - шнуровки и др.
Средний дошкольный возраст
Наборы картинок по лексическим темам и для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе) : животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
Наборы парных картинок на соотнесение : найди отличия и ошибки.
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам.
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам последовательно или одновременно.
Серии картинок для установления последовательности событий.
Серии картинок «Времена года».
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками.
Разрезные сюжетные картинки.
Разрезные контурные картинки.
Набор кубиков с буквами.
Набор карточек с изображением предмета и названием.
Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек).
Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности
Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания : «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др.
Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков.
Пособия для развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.
Старший дошкольный возраст
Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания.
Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками;
Игры для совершенствования навыков языкового анализа.
Игры для совершенствования грамматического строя речи.
Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте
Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности
Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания : «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры - шнуровки и др.
Аудиозапись со звуковыми эффектами.
Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.