Лучший педагог года

Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации

Анастасия Тарасова
Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: совершенствование работы по формированию у дошкольников экологической культуры.

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;

- повышать методический уровень;

- способствовать творческому поиску.

В ФГОС Ключевой линией дошкольного детства – проходит приобщение к ценностям культуры

Публикация «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации» размещена в разделах

Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира

Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов, природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.

Основные вопросы которые мы сегодня будем рассматривать это

1. Нужно ли экологически воспитывать детей дошкольного возраста?

2. Занимаются ли сегодня экологическим воспитанием детей в ДОО?

3. Предусматривают ли ФГОС экологическое образование в детском саду?

Так что же такое Экологическое образование

– непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И. Д. Зверев)

Цель экологического образования в ДОУ является

– формирование экологически воспитанной личности

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.

Результат экологического воспитания является

экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы:

экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;

экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь

природы;

экологическое чувствование - эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;

экологические знания - отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;

экологическое отношение - действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Таким образом, сущность экологической культуры может быть представлена «как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности» (Б. Т. Лихачев).

Задачи экологического образования в детском саду

1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.

2. Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе

3. Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, эстетического видения ее

4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

ФГОС о познании природы детьми

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии.

Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Пути реализации экологического образования в соответствии с ФГОС

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями : через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени, или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

Рассмотрим Реализацию Экологическое образование в образовательных областях

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Далее рассмотрим Основные компоненты содержания экологического образования в ДОУ, их характеристика

Первый и основной компонент экологического образования в ДОУ – это знания экологического содержания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется формированием у него знаний экологического содержания

Исходя из этого, содержание природоведческих знаний для детей должно представлять собой целостную систему знаний о природе.

Система знаний о природе для дошкольников должна включать:

Систему знаний о неживой природе, как среде обитания живых организмов

Систему знаний о живом организме как носителе жизни, его существенных признаках (целостности, системе потребностей и приспособлений к среде и т. д.)

Систему элементарных знаний о человеке как биосоциальном, духовном существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанного с ней теснейшими узами;

Систему знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающей ребенку многообразие ценностей природы – не только материальных, но и познавательных, эстетических и т. д. ;

Систему элементарных знаний о взаимодействии человека и природы, включающую как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.

Второй блок содержания экологического образования дошкольников – практическая деятельность детей в природе, имеющая природоохранительную направленность: игровая, трудовая, познавательная, учебная и т. д.

Этот блок должен обеспечить практикование (применение) освоенных знаний, сделать их «живыми», действенными, предоставить возможность проявления гуманных чувств и отношения к природе.

Третий блок связан с формированием системы ценностей по отношению к природе – предусматривает организацию эмоционально-чувственного положительного опыта общения детей с природой – этического, эстетического, познавательного, практического, творческого.

Следует предусмотреть организацию нравственно-положительных этических переживаний ребенка: заботы, сострадания, ответственности и т. д. Важно организовать опыт оценочной деятельности детьми поступков других людей.

Это мы сможем дать детям с помощью Экологообразовательных технологии, которые включают в себя три этапа

1. Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование, задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.

2. Ориентировка (сбор информации, задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.

3. Активное практическое взаимодействие с природным

объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.

Рассмотрим Ценностные аспекты, необходимые для формирования образа мира и понимания детьми взаимосвязи между человеком и природой

природа - великое богатство, Земля - общий дом человечества и всех живых существ, бережное отношение к природе;

жизнь - величайшая ценность, гуманное отношение, милосердие и сострадание к живым объектам природы,

человек - абсолютная уникальная ценность, уважение к жизни и достоинству личности, почитание родителей, забота о младших;

культура - великое богатство, накопленное человечеством, уважение к традициям разных народов;

Родина, завещанная предками, - единственная для каждого человека, уважение к истории и культурным традициям своей страны;

мир - главное условие существования человечества, вера в красоту и добро мира.

Выступают следующие Нравственные качества личности, несущие экологический смысл :

отзывчивость - готовность прийти на помощь, участливое отношение к нуждам и просьбам другого, связана с эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать;

гуманность - уважительность к личности человека, проявляется в отношениях к живым объектам через осознанное сострадание и реализуется в содействии, оказании практической помощи;

бережность - осторожность по отношению к объектам природы, забота о них;

бережливость — способность экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возможные негативные последствия деятельности;

рациональность - способность разумно и научно обоснованно планировать имеющиеся природные ресурсы и материалы, деятельность в природе, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять разумные и необходимые потребности;

осознанность - отношение к природе на основе понимания природных закономерностей;

ответственность - высокая осознанность отношения к природе, проявляющаяся в чувстве долга, в действиях и поступках, которые соответствуют не только моральным, но и правовым нормам.

В сфере формирования отношения к природе

у ребенка-дошкольника акцент делается на освоении положительного опыта эмоционально-чувственного общения с природным и социальным окружением.

Особенности отношения дошкольников к природе это

- субъективизм в отношении к природе, т. е. восприятие природных объектов «на равных» -животные и растения могут «думать», «чувствовать», «общаться»;

- анимизм (наделение неодушевленных объектов природы сознанием и жизнью);

- антропоморфизм (объяснение любых причинно-следственных отношений в природе с точки зрения и отношений между людьми);

- артификализм (представления о том, что все объекты и явления мира изготовлены самими людьми для собственных целей) придает прагматическую направленность отношению к природе («дождь идет, чтобы можно было ходить по лужам»). В основе практического отношения лежит утилитарный подход (извлечение практической пользы);

- преобладает познавательное отношение к природе

Работа по формированию экологического отношения детей к природе строится в нескольких направлениях:

развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли;

формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие объектов природы;

формирование личностно значимых целей экологической деятельности.

Давайте рассмотрим Виды экологически ориентированной деятельности детей :

познавательная, направленная на формирование опыта приобретения научной информации (анализ фактического материала; наблюдения в природе и оформление их результатов; определение объектов природы, описание их состояния, установление причинных связей; овладение приемами исследовательской работы- экспериментирование, моделирование, коллекционирование и т. д.);

ценностно-ориентационная, направленная на приобретение опыта ценностных ориентации и оценочных суждений (сравнение эстетических и гигиенических качеств естественной и преобразованной природной среды, критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, возможных вариантов использования природы для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей; соотнесение местных проблем охраны природной среды с глобальными, выбор решения из возможных альтернатив и соблюдение этических и правовых норм поведения, пропаганда природоохранных знаний и т. д. Технологии обучения предполагают практические работы непосредственно в самой природе и нацелены на овладение умениями, связанными с оценкой состояния окружающих объектов, принятием правильных решений по их улучшению (например, найти в своем микрорайоне и зарисовать образцы положительного и отрицательного воздействия людей на природу);

- практическая, направленная на формирование практических умений (труд в природе, природопользование, охрана природы, инвентаризация охраняемых природных объектов, составление необходимой документации, защита природных объектов от разрушения, сохранение редких и уникальных объектов природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения, др.).

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому она пронизывает все другие виды экологически ориентированных деятельностей

Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы и произведений искусства, отражающих ее, а также в создании художественных образов, связанных с репрезентацией мира природы и отношения к нему. Разнообразны и формы художественного творчества дошкольников: выполнение рисунков и плакатов, лепка, конструирование поделок из природного материала, сочинительство и др. технологии эстетического освоения мира природы

Изобразительное творчество, связанное с изображением природных объектов, актуализирует ассоциации, размышления о гармонии, совершенстве мира природы, его хрупкости и уязвимости. В процессе рисования пейзажа, растения или животного органично постигаются цвета, формы, пропорции, размеры, симметрия, открывается особенное сочетание качеств, которые делают природу уникальной.

Литературное творчество связано с сочинением стишков, рассказов, сказок и может быть посвящено конкретным растениям или животным, временам года, ландшафтам.

Коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же порождается. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме. Такая возможность представляется в свободном общении детей в повседневной жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.

Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС

Центральная психодидактическая технология стандарта –

это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Конкретное содержание указанных образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр. ,

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой)

в разделе образовательная работа предлагается использовать следующие формы работы:

• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

• просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

•создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально- нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

•наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

•изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

•проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

•оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно- прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр. ;

тематических выставок (по временам года, настроению и др., выставок детского творчества, уголков природы;

•викторины, сочинение загадок;

•инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

•рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр., произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр., обсуждение средств выразительности; и т. д.

На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.

Список используемой литературы

Кондратьева, Н. Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников /.Н. Н. Кондратьева. – СПб. : Мозаика-Синтез, 1992.-153с.

Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Н. Николаева. - М. : Педагогика, 2005. – 296с.

Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 18-20.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : детство-пресс, 2003. - 319 с.

Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

«Весёлыми тропинками лета». Сценарий экологического спортивного праздника для детей подготовительной к школе группы "Весёлыми тропинками лета" - Сценарий экологического спортивного праздника для детей подготовительной к школе группы Автор: Кожанова Е. М.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Примерное содержание Рппс подготовительной к школе группы «Центр природы»Примерное содержание Рппс подготовительной к школе группы «Центр природы» У каждой группы детского сада есть свой центр природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом,.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитанияСетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Содержание программы театрального кружка для подготовительной группы на осеньСодержание программы театрального кружка для подготовительной группы на осень Содержание программы театрального кружка для подготовительной группы на осеньПерспективно – календарное планирование. СентябрьТема 1:.

Содержание программы театрального кружка для подготовительной группы на зимуСодержание программы театрального кружка для подготовительной группы на зиму Содержание программы театрального кружка для подготовительной группы на зиму Перспективно – календарное планирование. Декабрь. Настольный.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации
Опубликовано: 12 октября 2020 в 19:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД