Юлия Олесова
Содержание психологической диагностики в ДОУ по основным образовательным областям в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание психологической диагностики в ДОУ
по основным образовательным областям в рамках ФГОС
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Сроки
1. Сопровождение детей 1 мл. гр. в период адаптации Август, сентябрь,
по мере поступления детей
Публикация «Содержание психологической диагностики в ДОУ по основным образовательным областям в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Диагностика
- Работа психолога в ДОУ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Учет и ведение «Индивидуальных карт адаптации ребёнка к ДОУ».
Выявление уровня нервно-психического развития детей 1 мл. гр. «Печора К. Л, Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего
возраста в дошкольных
учреждениях».
2. Диагностика познавательной и эмоционально-личностной сфер детей средней группы
(для предоставления на ПМПк).
Наблюдение за ребёнком в период режимных моментов, беседа с воспитателем;
Цветовой тест М. Люшера;
«Лесенка» М. Хухлаева;
«Два дома», «Кактус».
Запас бытовых знаний (беседа по вопросам)
Восприятие: «Цветные домики», «Найди фигуре свое место», «Построй лесенку», «Времена года», «Расположи в пространстве»
Внимание: устойчивость,
переключение, произвольность.
«Домик» (Н. И. Гуткина,
«Корректурная проба» (Р. С. Немов)
«Цветные карандаши»
(Ю. А. Афонькина)
Память: объем, прочность, точность. «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия, «Запомни картинки» (О. Н. Земцова)
«Ритмический рисунок»
(Ю. А. Афонькина)
Мышление: группировка предметов по заданному признаку, «Четвёртый лишний», «Свободная
классификация», «Нахождение недостающих деталей», «Что сначала, а что потом», «Разрезные картинки» (4 детали, «Простые аналогии»
Мелкая моторика:
«Домик» (Н. И. Гуткина) Март - апрель
3. Диагностика детей старших компенсирующих групп, реализующих адаптированную программу, с целью определения уровня их нервно-психического развития
Наблюдение за ребёнком в период режимных моментов, беседа с воспитателем;
Цветовой тест М. Люшера;
«Лесенка» М. Хухлаева;
«Два дома», «Кактус». Запас бытовых знаний (беседа по вопросам)
Восприятие: «Цветные домики», «Найди фигуре свое место», «Построй лесенку», «Времена года», «Расположи в пространстве»
Внимание: устойчивость,
переключение, произвольность.
«Домик» (Н. И. Гуткина,
«Корректурная проба» (Р. С. Немов)
«Цветные карандаши»
(Ю. А. Афонькина)
Память: объем, прочность, точность. «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия, «Запомни картинки» (О. Н. Земцова)
«Ритмический рисунок»
(Ю. А. Афонькина)
Мышление: группировка предметов по заданному признаку, «Четвёртый лишний», «Свободная
классификация», «Нахождение недостающих деталей», «Что сначала, а что потом», «Разрезные картинки» (4 детали, «Простые аналогии»
Мелкая моторика:
«Домик» (Н. И. Гуткина) 2 раза в год
(сентябрь, май)
4. Диагностика детей подготовительных компенсирующих групп, раелизующих адаптированную программу, с целью определения уровня их нервно-психического развития для организации и координации коррекционно-развивающей деятельности
Наблюдение за ребёнком в период режимных моментов, беседа с воспитателем;
Цветовой тест М. Люшера;
«Лесенка» М. Хухлаева;
«Два дома», «Кактус». Запас бытовых знаний (беседа по вопросам)
Восприятие: «Цветные домики», «Найди фигуре свое место», «Построй лесенку», «Времена года», «Расположи в пространстве»
Внимание: устойчивость,
переключение, произвольность.
«Домик» (Н. И. Гуткина,
«Корректурная проба» (Р. С. Немов)
«Цветные карандаши»
(Ю. А. Афонькина)
Память: объем, прочность, точность. «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия, «Запомни картинки»
(О. Н. Земцова)
«Ритмический рисунок» (Ю. А. Афонькина)
Мышление: группировка предметов по заданному признаку, «Четвёртый лишний», «Свободная
классификация», «Нахождение недостающих деталей», «Что сначала, а что потом», «Разрезные картинки» (4 детали, «Простые аналогии»
Мелкая моторика:
«Домик» (Н. И. Гуткина)
2 раза в год
(сентябрь, апрель-май)
5. Диагностика психологической готовности детей
подготовительной группы к обучению в школе
Наблюдение за ребёнком в период режимных моментов, беседа с воспитателем;
Цветовой тест М. Люшера;
«Лесенка» М. Хухлаева;
«Два дома», «Кактус».
Наличие проблем эмоционального развития («Рисунок семьи», «Несуществующее животное»,
«Дом-дерево-человек»)
Тест «Эмоциональные сферы»
Эмоционально-волевой уровень:
-формирование основных элементов волевого действия («Графический диктант» Д. Б. Эльконин);
-произвольность действий и поведения (наблюдение в разных видах деятельности дошкольников, «Положи спички»);
-Тест на развитие самоконтроля (Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. «Психолого-педагогическая готовности ребёнка к школе»);
Беседа об отношении к школе и учению (Т. А. Нежнова)
Тест «Мотивационная готовность»
(А. Л. Венгер)
«Определение мотивов учения»
(М. Р. Гинзбург) Запас бытовых знаний (беседа по вопросам);
Восприятие: «Цветные домики», «Найди фигуре свое место», «Построй лесенку», «Времена года», «Расположи в пространстве»;
Внимание: устойчивость,
переключение, произвольность.
«Домик» (Н. И. Гуткина,
«Корректурная проба» (Р. С. Немов)
«Цветные карандаши»
(Ю. А. Афонькина);
Память: объем, прочность, точность. «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия, «Запомни картинки» (О. Н. Земцова)
«Ритмический рисунок»
(Ю. А. Афонькина);
Мышление: группировка предметов по заданному признаку, «Четвёртый лишний», «Свободная
классификация», «Нахождение недостающих деталей», «Что сначала, а что потом», «Разрезные картинки» (6 детали, «Простые аналогии», «Нелепицы»;
Мелкая моторика:
«Домик» (Н. И. Гуткина);
Ориентационный тест школьной зрелости А. Керна-Я. Йирасека
2 раза в год
(сентябрь, апрель-май)
6. Диагностическое обследование по запросам родителей, педагогов, администрации ДОУ и личным наблюдениям.
Диагностический инструментарий педагог-психолог использует исходя из содержания запроса.
В течение
учебного года
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется педагогом-психологом самостоятельно в зависимости от круга решаемых развивающих задач.
Результаты психодиагностики заносятся в диагностические карты развития для анализа полученных данных с целью дальнейшего выстраивания коррекционно-развивающей, профилактической работ.