Елена Завалишина
Социальный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Маленькие патриоты своей страны»
▼ Скачать + Заказать документы
социальный проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Маленькие патриоты своей страны» 1 младшая группа «Радуга»
Тип проекта : познавательно-речевой, информационно-творческий.
Вид проекта : социальный, практико-ориентированный.
Публикация «Социальный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в первой младшей группе „Маленькие патриоты своей страны“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Участники проекта : дети первой младшей группы «Радуга», воспитатели, родители.
Продолжительность: долгосрочный (ноябрь 2021 – март 2022г.)
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к семье, к родному краю, уважительного отношения к своим родителям.
Актуальность: В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самым близким людям – семье. Это корни, которые связывают его с родным домом, ближайшим окружением, а пример близких людей имеет огромное значение в становлении личности ребенка.
Проблемная ситуация:
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой «семьи».
Современные родители из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах педагогики и психологии все меньше занимаются воспитанием детей. Дети все больше чувствуют дефицит общения. Одна из первых ступеней воспитания «Маленького патриота» это развитие у малышей представлений о положительных сторонах Детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.)
Детский сад - это маленькое государство, в котором всем должно быть интересно жить и трудиться. Где дети познают мир, творят и сотрудничают, а взрослые заботятся о безопасности и развитии детей.
Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье, дому, родному краю.
Цель: Формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через знакомство с семьей, традициями, родным селом. Формирование нравственно-патриотических чувств у детей через развитие у них положительного отношения к детскому саду.
Задачи:
• развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью;
• формировать у детей представление о семье;
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
• расширять представление детей о семейных ценностях, традициях, праздниках;
• формировать у детей чувство любви и привязанности к своему детскому саду;
уважительных взаимоотношений в детском коллективе;
• формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; • развивать игровые, познавательные, речевые способности детей; установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;
• создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта; развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
• повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребенка;
• воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети: В результате проекта :
• формируются социально значимые чувства, желания, прививаются социальные навыки, чувство гордости за свою семью
• расширяются знания детей о членах семьи, традициях, праздниках, о родном крае, появляется интерес к выполнению общественно значимых заданий, добрых дел для семьи и детского сада.
• формируется чувство привязанности и любви к детскому саду.
• развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Родители:
• Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
• семья и ДОУ — два важных института социализации детей, их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка;
• отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и общение родителей и ребенка;
• появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
• выбор темы.
• планирование реализации проекта.
• подготовительные работы педагога.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
• взаимодействие педагогов, детей и родителей.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
• итоговые мероприятия
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Изучение литературы по теме.
2. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
3. Подбор информации для консультаций с родителями.
4. Подбор наглядно-дидактических пособий.
5. Подбор стихов, потешек, пальчиковых, дидактических игр.
6. Подбор предметных и сюжетных картинок на тему «Семья», «День защитника Отечества!», «Вот она какая – мамочка родная»».
7. Пополнение книжного уголка.
8. Сбор фотографий на тему «Моя семья», «Наш любимый детский сад», «Выходные всей семьей», «Вместе с папой»
9. Сбор рисунков на тему «Семья».
10. Создание нравственно-патриотического уголка.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Работа с детьми:
Тема; «Наш любимый детский сад»
• Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
• Экскурсия на территории детского сада.
• Беседы: «Я и мое имя», «С кем я живу», «Наша группа», «Наши игры и игрушки», «Наш детский сад», «Как вести себя в детском саду»
• Чтение стихотворений А. Барто, показ настольного тетра «Теремок», потешка «Водичка-водичка».
• Дидактические игры «Назови свое имя», «Назови имена своих друзей», «Узнай по голосу», «Назови ласково», «Кому, что нужно для работы».
• Пальчиковые игры и физминутки: «Семья». «Строим дом».
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад».
Тема: «Я и моя семья»
• Беседа «Что такое семья?», «Семейные ценности».
• Рассматривание семейных фотографий (фотоальбом «Моя семья»).
• Рассказы детей о членах своей семьи.
• Чтение и разгадывание загадок о семье; сказки «Три медведя», «Волк и семеро козлят», чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
• С/и игра «Семья», «Дочки-матери».
• Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…», «Наш малыш», «Дружная семья».
• Презентация для детей «Все работы хороши».
• «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи, «Как я помогаю дома».
• Д/и «Назови ласково», «Назови по имени», «Подбери предмет», «У кого какая мама?»
• Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе?», «Вечер в семье».
Организация выставки семейных рисунков «Моя семья!»
• Итоговое НОД «Я и моя Семья»
Тема: «Мой папа.. День защитников Отечества!»
• Беседа с детьми о папе с рассматриванием сюжетных картинок.
• Беседа «Что умеет делать папа?».
• Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
• Рассказы детей о своих папах.
• Лепка «Самолеты летят»
• Слушание песен, стихов к 23 февраля.
• С/р игра «Мы солдаты».
• Рассматривание иллюстраций на тему «Защитники Отечества».
• Разучивание стихотворений: Т. Боковой «Папа», О. Чусовитиной
• «Самый лучший!», В. Малкова «Мы солдаты».
• Оформление стенгазеты ко Дню защитника Отечества (вместе с родителями).
• Изготовление поздравительной открытки для папы «Медаль»
• Папка-передвижка для родителей «Будущий мужчина».
• НОД «Мой папа самый лучший»
Тема: «Мама – солнышко мое»
• Чтение художественной литературы. Загадки на тему: «Семья», заучивание стихов о маме, бабушке.
• Беседы: «Чем можно порадовать маму?», «Зачем нужна мама», «Как я помогаю маме».
• Дидактические игры: «Кто больше скажет ласковых слов Зайчихе», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Найди цветок для мамы», «Найди сходство (различие)».
• Решение проблемных ситуаций: «Мама убирает в квартире…», «Уставшая мама пришла с работы…»
• Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Как ласково дома меня называют», «Как зовут мою маму?»
• Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Мама врач», «Мама в магазине». Показ настольного театра: «Волк и семеро козлят».
• Подвижные игры: «Курица и цыплята», «Кошка и котята», «Волшебный стул», «Чему нас научили мамы».
• Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы», «Ладушки», «Домик».
• Аппликация: «Цветы для мамы», коллективная работа – «Мама – солнышко мое»
• Музыкально - художественная деятельность: подготовка к утреннику, разучивание песен и стихов о маме, пение колыбельных песенок.
• Праздничный утренник «Мама - Солнышко Моё!».
Работа с родителями:
• Консультации для родителей:
• «Первые уроки нравственности для детей раннего возраста»,
• «Важность семьи для детей раннего возраста»,
• «Рекомендации родителям по воспитанию у детей чувства патриотизма»,
• «Можно ли обойтись без наказания?»,
• «Права ребенка в семье»
• «Роль отца в воспитании ребенка»,
• «Мама, папа, я – счастливая семья!»,
• Сбор рисунков для выставки: «Моя семья».
• Сбор фотографий для создания фотоальбомов: «Моя семья», «Село мое родное», «Наш любимый детский сад».
• Участие в фотовыставке «Юные помощники»
• Пополнение развивающей среды с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
• Пополнение материала для создания нравственно-патриотического уголка.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
• Участие родителей и детей в общесадовских, районных и всероссийских конкурсах.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
• Итоговый НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и моя семья».
• Выставка рисунков родителей «Моя семья».
• Создание фотоальбомов «Моя семья», «Наш любимый детский сад».
• Создание нравственно-патриотического уголка. 5. Оформление уголка для родителей к 23 февраля, 8 марта.
• Творческие работы детей : открытка для папы «Медаль», лепка «Самолеты летят», рисование ладошками «Мама – солнышко мое», конструирование «Дом», продуктивная деятельность ««Цветок для мамы»
ИТОГИ РАБОТЫ:
с с родителями:
1 Осознание родителями представлений о роли семьи и семейных традиций в нравственно- патриотическом воспитании детей.
2. Сплочение членов семьи и формирование стойкого интереса к дальнейшему развитию у ребенка предпосылок нравственно-патриотического чувства к семье, к Родине.
с с детьми:
у детей сформированы элементарные представления о семье, о родственных связях; понимание важности семьи для каждого человека; чувство привязанности и любви к детскому саду;
2. Вызван интерес к взаимодействию со всеми членами семьи, развиты навыки общения и в взаимодействия со взрослыми;
3. Активизация словарного запаса, любознательности и познавательной активности, мелкой моторики рук.