Светлана Бабурова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительно - логопедической группе «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Проект по
социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.
Разработали:
Бабурова С. В, Прохоренко. М. А
Цитата по теме:
Детство - каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так, чтобы
оно стало, прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В. А. Сухомлинский
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Тема проекта:
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Актуальность:
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель:
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи проекта:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать;
7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта
заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования блок «День народного единства», «Мое Отечество», (16.10.2017 -01.12. 2017)
Материал и техническое оборудование:
Подбор художественного, музыкального, иллюстрированного материала, бесед, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр; мультипликационных фильмов для просмотра; ИКТ; комплексное календарно-тематическое планирование по всем видам деятельности.
Участники проекта:
1. Дети и родители подготовительной - логопедической группы (6 - 7 лет)
2. Воспитатели: Бабурова. С. В,
3. Учитель-логопед: Прохоренко. М. А.
Вид проекта:
краткосрочный, групповой, патриотический.
Тип проекта…
информационный - практико - ориентированный
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов по теме
-рассматривание репродукций картин русских художников;
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-викторины;
- конкурсы
-консультации для родителей;
- экскурсия в краеведческий музей
- культурно-досуговая программа День народного единства
- тематическое мероприятие неделя воинской славы
-презентация проекта «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
1. Ситуативный диалог «Подвиги русских богатырей», «История возникновения России», «Мой город», «Ростовская область», «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому».
2. Беседа с детьми и родителями «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать Богатырём?», «Государственные символы России», «Президент России», «Богатства России», «Москва – столица России», «Башни Кремля» - Продолжать знакомство детей с главными символами, отличительными символами России (матрёшкой, берёзой, понятием Родина, формировать у детей представление о России как о родной стране. Обобщение представлений о функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России; гордость за свое Отечество
3. Беседа по картинам В. М. Васнецов «Богатыри», А. Широкова «За Родину».
4. Творческая мастерская
«Дымковские барышни» - Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.
Декоративное рисование «Завиток» - Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий). Учить использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки). Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа). Развивать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки
«Кукла в национальном костюме» - Развивать у детей наблюдательность, умение передавать фигуру человека, соотносить пропорции, изображать черты лица (кукла весёлая, печальная, сердитая и. т. д.)
«Город (село) вечером» - Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить оценивать выразительное решение темы.
«Мы идем на праздник с флагами и цветами» - Учить выражать впечатления от праздника, рисовать фигуры детей в движении (ребенок идет, поднял руку с флагом и т. п.). Закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры. Продолжать учить рисовать контуры основных частей простым карандашом и красиво закрашивать цветными карандашами. Учить передавать в рисунке праздничный колорит. Направлять на поиск удачного расположения фигур на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции).
«Улица города» - Продолжать знакомить детей с понятиями : архитектор, архитектура; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, создавать несложную композицию на тему современной городской улицы, находить отличительные признаки одного здания от другого (форма, этажность, цвет, материал); Устанавливать зависимость между внешним видом, формой и назначением сооружения.
«Родная страна» - Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами. Воспитывать любовь к Родине.
5. НОД Мое Отечество – Россия - Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.
«Дружная семья» - Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью
6. Чтение художественной литературы К. Ушинский «Наше Отечество». М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны». Былины про Добрыню Никитича, Алёши Поповича, Ильи Муромца, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна;
Сказку «Финист- Ясный сокол»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чтение и разучивание стихотворений о России: П. Воронько «Лучше нет родного края»; С. Михалков «Кремлёвские звёзды»; Я. Аким «Моя родня»,
7. Д/И «Собери богатыря в путь- дорогу», «Назови богатыря»;
«Помоги спасти царевну», «Угадай о ком говорю», «Узнай по описанию»;
«Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь» и другие. - Развивать внимание, память, образное мышление детей.
8. Подвижные игры: «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты», «Поймай хвост Змея Горыныча», «Бой богатырей», «Взятие крепости», «Царь и Воевода»; Эстафеты «Кто быстрее проскачет на коне», «Меткий стрелок», «Перетягивание каната», «Дорога препятствий», «Кто быстрее соберётся в дорогу» РНИ «Горелки с платочком», «Золотые ворота», «Заря-зарница», «Краски», «Колечко», «Пятнашки» - продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.
Пальчиковая гимнастка «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом» - формирование правильного звукопроизношения; умение быстро и чисто говорить; развитие мелкой моторики, координации движений; развитие памяти, внимания; умение согласовывать движения и речь.
9. Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Дом», «Богатыри охраняют землю русскую», «Богатыри в быту», «Магазин», «Почта», «Дочки-матери».
10. Слушание Струве «Моя Россия», «Торжественный марш»,
Александрова «Гимн России», исполнение народных танцев, песен «Росиночка - Россия», «На горе то калина». Песня «Богатырская сила» А. Пахмутова, Н. Добронравов. Опера Н. а. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане»(чудо второе «Тридцать три богатыря», пьеса «Богатырские ворота» М. П. Мусоргского Пластически-ритмический этюд «Въезд богатыря в город».
11. Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси». Рассматривание кукол в национальных костюмах. Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, богатырских доспехов и оружия;
12. Международный конкурс по воспитанию гражданственности и патриотизма "В сердце Родина моя"
13. Выставка совместных творческих работ с родителями «Родина наша – нет ее краше»
14. Оформить папку-передвижку «День народного единства».
Консультация для родителей «Страницы прошлого читая». «Консультации:
«Ребёнок и его родина», «Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников». Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
15. Целевые прогулки, экскурсии «К русской берёзке», «К памятнику воинам павшим в ВОВ».
Экскурсия в краеведческий музей
16. Презентация «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»
Презентация «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
17. Фотоотчет о Дне народного единства у нас в детском саду
http://www.maam.ru/detskijsad/den-narodnogo-edinstva-u-nas-v-detskom-sadu.html
Фотоотчет «Экскурсия в краеведческий музей»
http://www.maam.ru/detskijsad/yekskursija-v-kraevedcheskii-muzei-699386.html
Фотоотчет Неделя воинской славы
http://www.maam.ru/maps/news/213790.html
18. Культурно-досуговая программа День народного единства
19. Тематическое мероприятие неделя воинской славы
В ходе реализации проекта «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р. Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке и народной игрушке, познакомились с народными музыкальными инструментами, русским костюмом. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Используемая литература:
- Рабочая программа по организации деятельности в подготовительной логопедической группе (6-7 лет) на период 2017 -2018 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Составитель: Бабуровой. С. В.
-План работы с родителями подготовительной логопедической группы на 2017–2018 учебный год Светлана Бабурова.
- «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвещение» 1991
- О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной группе детского сада.
- «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981
- Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» М. : ТЦ, Сфера, 2003, – 128 с.
- Осипова Л. Е. «Мы живем в России»
- Щипицина Л. М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство Пресс», 2002. – 384 с.