Татьяна Старкова
Социальное партнерство в ДОУ в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ДОУ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Ребенок через нас взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше имеет ребёнок. Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по – человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».
(А. Острогорский)
Публикация «Социальное партнерство в ДОУ в проектной деятельности» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Всем известно, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования. Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который в настоящее время введен в систему дошкольного образования.
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования пред определяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.
В концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить
самого себя в основных формах человеческой деятельности;
развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;
становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня.
Одной из функций учреждений образования является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Достаточно ясным представляется, что образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы.
Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей, наличие существенных отклонений в их личностном развитии.
В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:
для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
воспитания уважения к труду взрослых.
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя :
Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:
-взаимодействие с семьями воспитанников
Реализовали совместно с родителями следующие проекты :
• «Мое родное Придонье»;
• «Осень, осень, в гости просим!» - в рамках проекта «Осенины»;
• Запустили долгосрочный проект «Россия – Родина моя». В рамках этого проекта ежегодно проводим «Зарничку» совместно с родителями и офицерами запаса.
-взаимодействие с образовательными учреждениями.
Для реализации проекта приобщения дошкольников и родителей к ЗОЖ, привития и развития их социальных и нравственных качеств совместно с родителями, тренерами ДЮСШ, преподавателями и студентами Павловского педколледжа физкультурного отделения провели Малые зимние и Малые летние Олимпийские игры.
Очень увлекательным получился проект в рамках «День здоровья», проведенный с родителями, студентами и преподавателями Павловского педколледжа «Мы туристы».
Осуществляем сотрудничество с педагогами Базовой начальной школы, средней образовательной школой №2. Нами организовано взаимопосещение образовательной деятельности, проведение педсоветов, семинаров.
Много лет в образовательном процессе с нами сотрудничают педагоги станции Юных натуралистов, Дома детского творчества. Педагоги Дома детского творчества проводят кружки художественно-эстетического направления: «Мукосолька», «Волшебная бусинка». Реализовать познавательное развитие помогают педагоги Станции юных натуралистов из кружка «Юные волшебники». Намечено совместное мероприятие «Земля – наш общий дом».
Договор о совместной образовательной деятельности по организации образовательного процесса. (ДДТ, с павловской ДЮСШ, МКОУДОД СЮН,
-взаимодействие с учреждениями культуры МКОУДОД детская музыкальная школа,
МКОУДОД художественная школа, Павловский библиотечный филиал МКУК «Павловская МЦБ», муниципальный отдел по культуре и межнациональным вопросам.
Дня нас уже стали традиционными совместные мероприятия с ДМШ и ДХШ. Это несет целостно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. После таких мероприятий некоторые дети стали посещать музыкальную школу: хореографическое отделение и школу игры на музыкальных инструментах. Провели совместный проект «Путешествие в мир искусства».
БИБЛИОТЕКА
Для повышения интереса к чтению и ознакомления с художественно-литературным творчеством мы сотрудничаем с филиалом Детской районной библиотеки. Была организованна экскурсия в библиотеку. В течение учебного года библиотекарь Безрученко Надежда проводит регулярные выставки на различные темы: «Книга прошлых лет», «Времена года» и др.
В рамках года литературы 2015г мы провели совместное мероприятие «Музыкально-литературная гостиная», конкурс среди родителей «Перелистывая страницы книг».
РДК
Совместно с муниципальным отделом по культуре провели музыкально-спортивное мероприятие «Спортивная ярмарка», организовываем творческие вечера, детские спектакли.
МУЗЕИ
С целью привития любви к родному краю, изучения истории прошлого и настоящего нашего города, воспитания патриотических чувств тесно сотрудничаем с краеведческим музеем, где была организована встреча с интересными людьми, экскурсия по залам музея. Организовали экскурсию в музей Станции по многолетним травам, где прошла встреча с научными сотрудниками и рабочими этой организации.
СМИ
Наш детский сад сотрудничает со СМИ – это газеты «Твоя Реклама», «Вести Придонья», телекомпания «Тихий Дон». Они частые гости на наших мероприятиях. Были опубликованы серии репортажей о детско-родительских проектах в ДОУ, работе с социальными партнерами.
- Казанский храм Россошанской Епархии Русской православной Церкви (. Московского Патриархата)
Приняли участие в конкурсе чтецов «Живое Слово», который был посвящен празднику «Святой троицы». Организуем совместные благотворительные акции и ярмарки.
-взаимодействие с местными органами самоуправления ОГБДД отдел МВД,
В целях профилактики и предупреждения дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения, а также повышения ответственности за соблюдение правил дорожного движения на улицах города, активное участие в тематических беседах принимают сотрудники ГИБДД.
Согласно плану работы с ГИБДД наша группа приняла участие в смотре-конкурсе на лучшую семейную газету по ПДД. Был реализован проект «Жизнь прекрасна – когда безопасна».
ПЧ-48
Заключен договор с пожарной частью. Сотрудники этой организации проводят с детьми разъяснительные беседы, практические занятия. Организовали выезд пожарной машины к детскому саду, показали и рассказали как нужно действовать во время пожара. Осуществили краткосрочный проект «Спичка мала, но от нее большая беда».
-взаимодействия с учреждениями здравоохранения МБУЗ «павловская РБ»
Тесное сотрудничество с Павловской РБ дает возможность детям больше узнать о физиологии детского организма, о гигиене, профилактике простудных заболеваний, возрастных особенностях дошкольников.
К нам на диспуты и родительские собрания часто приходит Шевелюхина Г. А. В игровой занимательной форме было проведено совместное мероприятие «Советы Доктора Айболита», осуществлен проект «Жизнь прекрасна, когда безопасна».
АКЦИИ
Для реализации системы отношений ребенка к миру, к другим людям и самому себе, мы провели ряд акций: «Милосердия», «Поздравляем ветеранов». Организовали концерт, приготовили подарки.
ДОУ №7 - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами.
Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Одновременно этот процесс:
- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми;
- поднимает статус учреждения;
- указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.
В конечном итоге это и ведёт к повышению качества дошкольного образования.
Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.
Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный.
Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.
Задачи данного этапа:
анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, города и т. д. ; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
Следующий этап – практический.
Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.
Задачи данного этапа:
формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектов взаимодействия с социальными партнерами.
И последний – заключительный этап.
Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Сотрудничество с социальными партнерами позволяет создать нам единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок и его интересы.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит, и делает сам.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении; в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.