Алла Дёмина
Социальное партнерство как фактор полноценного развития и образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнерство,
как фактор полноценного развития и образования в ДОУ
Один из аспектов воспитания детей - это право ребенка на успешное вхождение в окружающую жизнь. Социальное партнерство рассматривается как способ социализации детей.
Наш Детский сад, как и любое другие, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
Оно:
• Осуществляет взаимодействие со средой,
Публикация «Социальное партнерство как фактор полноценного развития и образования в ДОУ» размещена в разделах
• Гибко реагирует на изменяющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы;
• Предоставляет широкий спектр образовательных услуг.
При этом задействованы два направления:
• Использование средств и взаимодействие детского сада;
• Возможностей педагогического коллектива с различными социальными институтами.
Одним из путей повышения качества образования в ДОУ мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные связи с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования и социализации воспитанников. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
1. Учета запросов общественности,
2. Принятия политики детского сада социумом,
3. Формирование содержания обязанностей детского сада и социума.
4. Сохранение имиджа учреждения в обществе.
5. Установление коммуникаций между детским садом и социумом.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно - образовательную среду на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимодействия в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Организация взаимодействия между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития детей.
Система организации совместной деятельности БДОУ с социальными институтами :
• Составление плана совместной работы
• Информирование родителей о проводимых мероприятиях,
• Активное участие родителей в запланированных мероприятиях,
• Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений,
• Совместные подведения итогов года.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу БДОУ с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере.
Социальное партнерство - это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Можно выделить два направления социального партнерства :
1-использование средств и возможностей сообщества, окружающего социума в образовательном учреждении;
2- активное взаимодействие образовательного учреждения с различными социальными институтами
Одним из самых важных и ближайших партнеров являются родители наших воспитанников. Оптимальным путем является разработка внедрение программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Процесс взаимодействий проходит несколько этапов. На первом этапе происходит знакомство с достижениями сторон в сфере воспитания, дальше - это выяснение ожиданий от сотрудничества: обсуждение и предъявление своей роли и роли другого в решении задач воспитания. Интересным и важным является этап проектирования взаимодействия – создание плана, программы взаимодействия семьи, общественности и дошкольного учреждения. Обязательно присутствует мониторинг, то есть постоянное наблюдение за развитием взаимодействия, анализ, оценка результатов, уточнение программы и плана взаимодействия.
Привлечение родителей к планированию работы, выработке стратегии развития учреждения вызвано : необходимостью повышения ответственности родителей за благополучное полноценное развитие и воспитание детей; осознанием родителями и общественностью самооценки дошкольного детства как фундамента для всей последующей жизни; поиском эффективных методов включения родителей и социального окружения к решению проблем в развитии детей; проявлением интереса родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определении приоритетов развития и распределения ресурсов. Деятельность дошкольного учреждения в инновационном режиме предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса для того, чтобы дать возможность каждому успешно реализовывать свои творческие способности.
Очевидно, что семья и дошкольное образовательное учреждение, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга, должны взаимодействовать и в процессе такого взаимодействия, сложилась система сотрудничества педагогов и родителей:
• Организация системного обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье,
• Сочетание спонтанных, неформальных и организованных официальных консультаций,
• Разработка инструктажей и рекомендаций по вопросам воспитания детей через оформление специальных стендов для родителей,
• Оказание педагогической помощи, поддержки родителям через разнообразные формы и методы воздействия,
• Накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций по воспитанию детей,
• Развитие умения правильного поведения в определенных ситуациях с пользой для всей семьи,
• Эмоциональная поддержка родителей, обмен опытом в воспитании детей.
Широкое участие родителей и представителей общественности в проектировании деятельности образовательного учреждения, определение приоритетов развития и распределения ресурсов, включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у родителей чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка. Детский сад работает в тесном контакте с родительским комитетом, задачами которого являются:
• Изучение социума;
• Выявление неблагополучных семей;
• Посещение семей на дому;
• Индивидуальные беседы с родителями по необходимости.
Обязательное условие успешности социального партнерства – информировать родителей о результатах деятельности (перед каждым утренником стараюсь докладывать, советоваться, просить разрешения и т. д.) открытость, отчетность, подведение итогов, поощрение. Формы отчетности различны – на современном этапе можно использовать ИКТ и проводить публичные отчеты. Практика показывает, что конечный результат любого мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовать разнообразные формы и методы работы с педагогическим коллективом, включая каждого педагога в активную работу.
В результате родители по отношению к дошкольному учреждению выступают не только как потребители и заказчики, но и в роли партнеров : участвуют в досуговых мероприятиях, праздниках, выставках, оказывают помощь в благоустройстве детского сада (ремонт, обновление развивающей среды).
Изучение запросов родителей позволяет определить перспективу развития ДОУ, организовать работу в рамках Доп. Образования (работают кружки различной направленности).
В сотрудничестве с образовательными учреждениями сложились определённые традиции преемственных связей. Особенно радостные впечатления у детей оставляют экскурсии в школу, библиотеку, на почту. Библиотека им. Р. Рождественского второй год радует воспитанников подготовительной группы программами «Библиотека для растущего человека». Музыкальная школа организовала концерт наших бывших выпускников для подготовительной группы. Сотрудничество с Омским музыкально-педагогическим колледжом позволяет нашим воспитанникам знакомиться с проектами по общемузыкальному эстетическому образованию и воспитанию «Камертайм».
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет взаимодействие с социумом, расширяя образовательное пространство. В рамках сотрудничества с музеем им. Врубеля ДОУ приобрели для воспитанников рабочие тетради «.». Сотрудничая с ИРООО в реализации программы Омское Прииртышье приобрели: тетради «Маленький житель Прииртышья», хрестоматии, методические рекомендации…. Видеотека ДОУ пополняется материалом по историческому, культурному наследию города Омска. Мы активно сотрудничаем с Дворцом культуры «Светоч». На его базе наши педагоги проходят курсы и участвуют в семинарах по духовно-нравственному воспитанию.
Детский сад сотрудничает с ТОС «Шиннник». Работники проводят развлечения, участвуют в проведении праздничных и игровых программ для детей детского сада и их родителей. Дошкольники выступают для жителей микрорайона. Педагоги детского сада принимают активное участие в подготовке и проведении игровых праздничных программ
Таким образом, взаимодействие детского сада с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.
Сотрудничество с социальными институтами – необходимое условие развития образовательного учреждения
Чтобы быть успешным в современном демократичном обществе, дети должны обладать социальными умениями и навыками : устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Детство – период жизни, когда происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена общества. Это обуславливает необходимость планомерной работы по социальному развитию ребёнка дошкольного возраста с учётом того, что каждый ребёнок – член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений.