Елена Хренова
Социальное партнерство в ДОУ как средство реализации проекта по формированию культуры поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
НОУ «Школа Кенгуру»
МДОБУ детский сад № 76 города Таганрога
Тема «Социальное партнерство в ДОУ как средство реализации проекта по формированию культуры поведения на дороге.»
Выполнила: Хренова Е. Н.
слушатель программы ДПО
повышения квалификации по проблеме
«Работа по совершенствованию
Публикация «Социальное партнерство в ДОУ как средство реализации проекта по формированию культуры поведения на дороге» размещена в разделах
профессиональной компетенции педагогов ДОУ
в условиях государственно-общественного
управления»
должность: воспитатель
место работы: МДОУ “Детский сад №76”
Таганрог 2015
Актуальность
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий : по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Это связано с невыполнением Правил дорожного движения : ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20 000 получают травмы. Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Проблема
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются миллионы дорожно-транспортных происшествий, в результате которых тысячи детей погибают, десятки тысяч получают ранения и травмы. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. Сами родители осознанно нарушают Правила дорожного движения при детях.
Цель проекта
Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения : закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
При взаимодействии детского сада и социальных партнеров познакомить и приобщить ребенка к дорожной культуре поведения; способствовать работе по профилактике ДТП, которая направлена на формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города.
Задачи
1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством их обучения правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.
2. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
3. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
4. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей, общественности.
6. Налаживание систематического взаимодействия социальных партнеров : ГИБДД, местное телевидение, библиотека, СШ №24.
7. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
8. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД – самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.
Замысел проекта
Особое внимание уделяется проблеме обучения детей правилам дорожного движения, поскольку ребенок – это не маленький взрослый. Его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача нас взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей, родителей, инспекторов ОГИБДД, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Ожидаемые результаты
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей; Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; Привитие у детей устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Через эффективное взаимодействие ДОУ, родителей, ГИБДД и других организаций города формировать планомерную работу по привитию воспитанникам правил безопасного поведения на дорогах.
Сроки разработки и реализации проекта : долгосрочный.
Ресурсы проекта
Внешние ресурсы, которые включают в себя: периодическую печать, интернет, использование опыта педагогов других ДОУ города. И внутренние ресурсы: деятельность педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
Особую практичную ценность проекта представляют сценарии совместных праздников, конкурсов, бесед, экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал, мультфильмы, плакаты по ПДД. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся : анкетирование, создаются альбомы с фотографиями мероприятий, проводятся фотосъемки праздников, оформление уголков безопасности.
Для успешной реализации проекта необходимо материально-техническое обеспечение, создание предметно-развивающей среды, что включает в себя:
• уголки в группах по ПДД;
• библиотека методической и художественной литературы;
• наглядно-дидактические пособия;
• медиатека мультфильмов на тему «Правила дорожного движения».
Показателем результативности также послужило взаимодействия с социумом : ГИБДД, детской библиотекой, СШ №24, местным телеканалом.
Практическая часть проекта
№ Социальный партнер Мероприятия
1. ГИБДД г. Таганрога Тренировочные занятия на площадке детского сада.
Приглашение сотрудников ГИБДД на родительские встречи, круглые столы.
Проведение конкурсов по безопасности дорожного движения «Глазами взрослых и детей»
Встреча с инспектором ГИБДД
Проведение открытого мероприятия по безопасности детей на дорогах города.
2. СШ № 24 Совместные праздники.
Посещение школьных постановок, выставок, экскурсии.
Встреча с агитбригадой полицейского класса школы
4. Библиотека Проведение профилактических экскурсий, бесед.
Посещение праздников, выставок
Участие в конкурсах
5. Телеканал Видеосъемка праздников, развлечений, занятий, родительских собраний
6. Работа с родителями Проведение консультаций:
-«О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»;
-«Как объяснить ребенку, что выбегать на дорогу опасно?»;
- «Обучение ребёнка правилам безопасного поведения на улице»;
- «Родителям – автолюбителям»;
- Родителям о Правилах дорожного движения. «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
- «Пешеходом быть - наука»;
- «Памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода»
- «Правила безопасной посадки в транспорт»
- «Как обучать детей правилам дорожного движения»;
-«Обучение правилам поведения детей в общественном транспорте»;
-«Безопасность ребенка на зимней дороге»;
Оформление папок – ширм :
- «Памятка для родителей по ПДД»;
- «Азбука для родителей».
Тесты и анкеты для родителей по ПДД.
Таким образом, в результате реализации проекта мы получим следующие результаты:
повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения;
создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия с родителями, ГИБДД ответственными за безопасность дорожного движения);
повышение квалификации педагогов ДОУ;
Заключение
Участниками проекта по формированию и развитию культуры поведения на дороге в дошкольном возрасте являются дети, педагоги ДОУ, родители, социальные партнеры ДОУ. Проект направлен на всестороннее развитие ребенка, посредством приобщения его к формированию культуры поведения на дороге.
Воспитание грамотного участника дорожного движения-составляющая воспитания человека нового типа, пока взрослые не привыкнуть к тому, что соблюдение правил дорожного движения-это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост ДТТ будет расти. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща- детский сад, родители, ГИБДД. Вот почему с самого раннего детства необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.
В результате проводимой работы среди родителей повысился процент заинтересованности родителей проблемой детского дорожно-транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными участниками проекта.