Ольга Кондрашова
Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач дошкольного учреждения и семьи в настоящее время является формирование у детей, начиная с дошкольного возраста, здоровьесберегающего сознания, основ здорового образа жизни.
В. А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая себя через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому задачи воспитателя могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем и родителем установились отношения доверия и сотрудничества».
Публикация «Социальное партнерство ДОУ и семьи по формированию у детей здорового образа жизни» размещена в разделах
Современный дошкольник подвержен таким порокам цивилизации, как накопление отрицательных эмоций, переедание, гиподинамия, телевизионная и компьютерная зависимость. Для того, чтобы предотвратить возникновение подобных проблем, необходимо а первую очередь создать благоприятные условия для воспитания. Так, доброжелательная атмосфера в семье дает ребенку возможность почувствовать защищенность, любовь, стимулирует и направляет развитие здорового ребенка. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник формирования позитивного отношения к окружающему миру и собственному здоровью. И, конечно же, семья это школа здорового образа жизни с самого рождения.
В настоящее время складывается новая философия сотрудничества детского сада с семьей. Между тем наблюдаются некоторые противоречия:
- во-первых, постоянный профессиональный поиск, когда, с одной стороны, педагоги чувствуют приверженность традиционным формам работы, а с другой стороны – ищут новые способы взаимодействия;
- во-вторых, кризис доверия – «Почтовые ящики», «Книги отзывов» зачастую носят формальный характер и содержат общие фразы;
- в-третьих, внешняя активизация взаимодействия с семьей, измеряемая количественными признаками, когда мероприятия из-за нехватки времени не имеют обратной связи;
- в-четвертых, несовпадение позиций: педагоги ищут точки соприкосновения в вопросах воспитания здорового ребенка, а родители считают «пусть воспитывают и развивают, пока я на работе».
Именно поэтому необходимо начать поиск наиболее продуктивных форм сотрудничества с семьей в вопросах воспитания здоровых детей, формирования у них основ здорового образа жизни.
Выделяют следующие группы форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников:
- информационно – просветительские;
- развивающие общественное управление;
- традиционные;
- интерактивные:
- творчеко – продуктивные;
- обратная связь.
Информационно – просветительские формы взаимодействия дают возможность донести до родителей любую информацию доступной форме. Например, газеты, буклеты, дистанционное обучение, устный журнал, тематические консультации и т. д. Традиционные формы работы наиболее устойчивы, они - бывшая инновации, а инновация в перспективе – будущая традиция.
Следующие формы - развивающие общественное управление. Преимущество данной формы заключается в том, что родители являются инициаторами, проводниками позиции воспитателя. Например, участие родителей в педагогических советах, творческие группы.
Интерактивные формы взаимодействия позволяют учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи. К ним относятся тренинги, акции, проекты, метод проблемных ситуаций.
Творческо – продуктивные формы взаимодействия призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями и детьми. Например, викторины, КВН, акции, презентации, моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Формы обратной связи помогают выявить проблемы в вопросах воспитания здорового ребенка и проследить результаты и их разрешения. Например, анкетирование, сочинение сказок, беседа, наблюдение, информационная корзина.
Все формы взаимодействия с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка, а социальное партнерство педагогов ДОУ позволяет не только найти новые подходы к организации данной работы, но и повысить интерес к творческому партнерству. Очевидно, что чем лучше налажено общение между семьей и педагогами ДОУ, тем большую поддержку получит ребенок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.