Марина Николаевна Иванова
Социально-эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность разработки программы по социально-эмоциональному развитию детей в коррекционных учреждениях назрела уже давно. Работа с детьми с интеллектуальным недоразвитием в корне отличается и не сводится только к формированию конкретных знаний, умений и навыков, но и нацелена на развитие базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей и установок, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Педагоги сталкиваются с проявлением асоциального поведения детей, их психолого-педагогическими проблемами, устранение которых возможно лишь при коррекции их социально- эмоционального уровня развития, что является главным стержнем программы «Гармония».
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Чтобы правильно организовать коррекционно – воспитательную работу, помочь детям приобрести уверенность в себе, педагогу необходимо знать их проблемы, достижения, и неудачи, чувства и переживания, поведения в разных жизненных ситуациях. Программа раскрывает взаимосвязь социального и эмоционального развития, роль социальных навыков в приобретении умений общатся, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации. Она также содержит вариативные сценарий занятий с детьми разных возрастов, методы и приемы обучения и воспитания, рекомендации для педагогов в работе с родителями.
Программа социально-эмоционального развития детей «ГАРМОНИЯ», является программой не столько обучения, сколько воспитания. Социально–эмоциональное развитие детей не сводится к формированию конкретных знаний, умений и навыков, а требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и доверительного взаимодействия с его близкими. Поскольку профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной, если родители являются его помощниками и единомышленниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность.
Программа содержит организационно-методические рекомендации работы с родителями; детьми, оставшимися без попечения (сироты, а также вариативные сценарии занятий, методы и приемы обучения, краткие рекомендации для педагогов. В приложении даны описания релаксаций, игр, сценарии занятий.
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В
КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ
Дети с интеллектуальным недоразвитием не обладают развитым пониманием добра и зла. Для них оценка поступка определяется его последствиями: одобрение или наказанием. Они могут следовать только четко установленным правилам, чаще всего не понимая их сути. Поэтому им трудно приспосабливать эти правила даже к незначительно меняющимся обстоятельствам.
Постепенно выполнение правил и соблюдение норм поведения благодаря постоянной связи с положительными эмоциональными, переживаниями начинает восприниматься ребенком как нечто само по себе положительное. Только становясь предметом устойчивых чувств, эти знания будут реальными побуждениями к деятельности и ее регуляторами. Причем предметами чувств становятся, прежде всего те явления и условия, которые значимы для ребенка и поэтому воспринимаются им эмоционально.
Таким образом, социально- эмоциональное развитие умственно отсталых детей - сложный и многоплановый процесс, в котором можно выделить три основных направления, которые и составляют основу соответствующих разделов программы «ГАРМОНИЯ».
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРГРАММЫ «ГАРМОНИЯ»
Цель программы «ГАРМОНИЯ», чтобы будущие выпускники коррекционной школы - интерната восьмого вида могли быть способны на собственный выбор и с пониманием воспринимали мнения и предпочтения окружающих; овладели навыками социального поведения и общения с другими людьми.
Программа «ГАРМОНИЯ» состоит из трех основных разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды» и «Социальные навыки».
Первый раздел посвящен коррекции «Уверенности в себе» и предполагает решение следующих задач: помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим.
Второй раздел корректирует «Чувства, желания, взгляды»- поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого является позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других.
Третий раздел «Социальные навыки». Предполагает приобретение детьми этически ценных форм и способов и правильного взаимоотношения с другими людьми.
Кроме того, обозначенные разделы не только связаны между собой но их содержание постоянно перекликается в работе с детьми-сиротами (а их, как правило в коррекционных школах - интерната значительная часть, программа «ГАРМОНИЯ» помогает данную категорию детей адаптировать к большему числу сверстников, снять напряженность, тревожность, агрессию.
Одной из главных задач программы является профилактика психологического неблагополучия детей, которое проявляется в виде невроза, агрессии, стрессов, комплексов. Педагог должен постоянно внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием детей; дифференцировать программный материал, разделяя на тот, который дается фронтально, и тот, который требует объяснить небольшой группе или индивидуально - одному ребенку.
Особая задача - заинтересовать родителей перспективами нового направления детей, вовлечь их в жизнь школы- интерната, сделать союзниками в своей работе. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой школы на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий; организовывать специальные экспозиции и выставки детских работ, просмотры тематических видеофильмов.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Приступая к реализации программы, прежде всего, следует наметить общий план работы по трем ее разделам. Единая модель планирования педагогической работы не может быть предложена в связи с возможностью варьировать содержание, формы и методы работы с детьми. Педагогу следует проанализировать и определить собственные условия педагогической деятельности в специальном образовательном учреждении с учетом имеющихся специалистов, используемых программ и методик, материальной базы, а также более общих социокультурных и региональных особенностей.
Эта программа требует строгого соблюдения следующих основных принципов.
Системность.
В течение учебного года работу по программе нужно проводить систематически. Педагог может гибко распределять ее содержание в течение дня. Можно также проводить специальные занятия по социально-эмоциональному развитию (например, два-три в неделю) с использованием конспектов занятий программы «ГАРМОНИЯ».
Интеграция программного содержания.
Программа «ГАРМОНИЯ» может быть реализована как самостоятельная парциональная программа. В то же время она может выступать составной частью какой-либо комплексной программы. Вместе с тем для большей эффективности необходимо максимально использовать разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения; отдельные режимные моменты, связанные, например, с организацией питания (культура поведения за столом, проведением гигиенических процедур и т. д. Главное, чтобы программа естественно и органично включалась в целостный педагогический процесс.
Координация деятельности педагогов.
Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы последовательно во времени разворачивать определенные темы, избегая повторов.
Важной особенностью содержания программы «ГАРМОНИЯ» является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, квалифицированный педагог может и должен использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке) с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.
Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациям, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, включать в занятия небольшие паузы для разрядки: викторины, шутки, загадки, релаксации. Целесообразно использовать в своей работе как традиционные, так и новые формы работы.
ВАРИАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ
Тема Программное содержание
Анализ себя Помочь детям адекватно оценивать себя свою внешность, коррекция положительной самооценки.
Что ты любишь? Продолжать определять вместе с детьми их вкусы, предпочтения, сравнивать со вкусами и предпочтениями других. Коррекция межличностных отношений
Что ты хочешь носить? Продолжать вместе с детьми определять их вкусы и предпочтения в одежде, сравнивать их со вкусами и предпочтениями других. Коррекция внешнего вида.
Что ты умеешь делать? Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми их умения. Коррекция самооценки.
Какой ты, что тебе нравится? Учить детей анализировать свои индивидуальные особенности. Коррекция самооценки
Красивое - безобразное Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми, что они считают красивым, а что безобразным. Коррекция взаимоотношений
Робкий Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми, кого можно считать робким. Коррекция робкого поведения.
Смелый Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми, кого можно считать смелым.
Дружелюбный Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми, кого можно считать другом. Коррекция межличностных отношений
Агрессивный Определять, анализировать, рассуждать вместе с детьми, кого можно считать агрессивным. Коррекция агрессивного поведения
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ
Твои поступки и чувства других Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. Коррекция поведенческих поступков.
Злость Помочь понять, что такое злость. Коррекция эмоционального состояния.
Страх
Научить справляться со своими страхами. Коррекция страхов.
Никто меня не любит Помочь понять, что все нуждаются в любви и сострадании. Коррекция взаимоотношений
Горе, радость, спокойствие
Продолжать знакомить с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями. Коррекция эмоциональных состояний
Спорящие лица Коррекция негативных эмоций
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Как помириться Учить и корректировать простым способам выхода из конфликта
Что можно делать, а чего нельзя Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и коррекция правил поведения
С кем я дружу Формировать, что важно в дружеских отношениях; коррекция в дружеских отношениях
Одиночество Помочь понять, что такое одиночество и почему плохо быть одному
Ссора Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, коррекция путей его решения
Как можно все объяснить взрослым Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путем коррекции умения объясняться
Вместе с друзьями Коррекция отношений между детьми
Совместные игры Помочь понять, что вместе играть интереснее, коррекция межличностных отношений