Виктория Митрофанова
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»
Доклад
«Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях ДОО»
Сведения о разработчике:
Митрофанова Виктория Андреевна
учитель-дефектолог
г. Моршанск
2018
Проблема воспитания и обучение детей с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Публикация «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается.
Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно–развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка и больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в детский сад.
Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.
Наша дошкольная образовательная организация вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья (группы полного дня, Мини-центр для детей с ОВЗ).
Наш детский сад посещают дети с разными видами нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, а также дети-инвалиды: дети с синдромом Дауна, РАС, умственной отсталостью, нарушением ОДА (ДЦП, ЗПРР.
Перед учителем-дефектологом, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стоит важная задача - осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них мыслительных процессов : анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ОВЗ приводит к тому, что даже в дошкольном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста ребенка и средством активизации познавательной деятельности.
Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. Особенно, важное значение, как инструмент развития и познания, игра приобретает для детей с ОВЗ.
Формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность.
О. П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир : он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…»
В процессе обучения игре детей с ОВЗ учитель-дефектолог - активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам, учитываются особенности развития детей и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. При проведении дидактических игр педагог с одной стороны руководит познавательным процессом, организуя обучение детей, а с другой - исполняет роль участника игры, партнера, направляя каждого ребенка на выполнение игровых действий.
Дидактическая игра имеет цели:
• обучающую (которую преследует взрослый,
• коррекционную (способствует развитию ребенка,
• игровую (для действия ребёнка).
В работе с детьми с ОВЗ важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. Специально подобранные дидактические игры и упражнения создают такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию речевой активности, развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы.
При включении их в коррекционно-развивающий процесс я постоянно сопровождают свои действия речью, добиваюсь от ребенка звукового ее отражения (даже на уровне звукового произношения, лепета).
Примером могут быть следующие игры, которые я использую на занятиях: «Чего не стало?», «Домино», «Парные картинки», «Угадай по описанию», «Кто больше увидит», «Мы собрали в огороде».
Такие игры и упражнения должны проводиться ежедневно, до полного усвоения материала, автоматизации действий (от нескольких недель до месяца). Игры и упражнения должны соответствовать уровню развития ребенка, должны решать обучающую и развивающую задачи. Дидактический материал должен быть ярким, вызывающим интерес. Количество предметов (карточек, деталей) в дидактических играх лучше применять, начиная с одного-двух, постепенно увеличивая.
Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
В первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической
ориентировке, затем - игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем игры, в которых дети должны опираться на приобретенные знания в процессе дидактических игр.
Вся система дидактических и развивающих игр способствует развитию психических функций и познавательной деятельности, формирует правильную речь и обогащает словарный запас у детей с ограниченными возможностями здоровья, которая строит дальнейшее обучение, трудовую адаптацию и социальную реабилитацию.
Основная форма моей работы - индивидуальные занятия, так как они позволяют, максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка. Привести в движения механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.
В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:
1. Правило последовательности:
• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
• объяснения педагога подтверждаются последующими действиями, каждое действие педагога или ребенка сопровождается комментарием;
• игровое действие должно быть завершено.
2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.
3. Правило доступного игрового материала:
• игра должна быть с четко сформулированными правилами;
• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей.
4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).
Результаты коррекционно-развивающей работы :
• Дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют задания.
• Повышается эффективность педагогического процесса в целом.
• Развивается познавательная активность у детей, что оказывает влияние на умственное развитие ребенка.
• У детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на занятиях, давать посильное задание каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка. Таким образом, дидактическая игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.
Список литературы
1. Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева, JI. А. Нисневич «Как помочь «особому» ребёнку». Книга для педагогов и родителей. Санкт — Петербург, 1998 г.
2. Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. - М., 2001 -136 с.
3. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? М., 2010
4. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Т. В. Егорова. Балашов: Николаев, 200
5. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992. Под редакцией Шапковой.
6. Под редакцией Венгера Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 1973
7. Волина В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.
8. Гуровец Г. В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996 - №2.
9. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : Пособия для учителя. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.
10. Кумариной Г. Ф., Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред. – М. : Издательский центр «Академия».