Наталья Пинчук
Социально-коммуникативное воспитание и нравственное развитие детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги и гости нашего центра, сегодня тема моего доклада: «Социально-коммуникативное воспитание и нравственное развитие детей с ограниченными возможностями через реализацию проекта «Что на свете всего дороже».
"Наши дети это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
А. С. Макаренко
Публикация «Социально-коммуникативное воспитание и нравственное развитие детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с детьми с ограниченными возможностями? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем? Для начала надо понять, что стоит за этим.
Социализация это процесс вхождения каждого конкретного человека (индивида) в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества.
Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. И именно поэтому мы, в нашем центре, формируем предметно-развивающую среду, по средствам коррекционно – позновательных процессов, что бы наши дети смогли как можно больше вынести для себя полезного, не просто что то узнать, но и применить свои знания на практике.
В своей работе мы используем следующие формы работы:
1. Знакомство с художественной литературой
2. Проблемные ситуации
3. Поисково – творческие задания
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, народные и дидактические игры.
5. Познавательные беседы, этические беседы.
7. Театрализованные постановки.
8. Развлечения.
9. Презентации и др.
10. Экскурсии.
11. Краеведение на базе ДТЮ.
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, и произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д., т. к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
В этом году, в 2019, я разработала проект по нравственному воспитанию «Что на свете всех дороже». Работа над проектом по этой теме имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления отношений между родителями и детьми. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Почему я взяла эту тему? Из- за нехватки времени и некомпетентности в вопросах воспитания, родители недооценивают роль семьи на становление личности ребенка, его социализации в обществе.
У детей недостаточно сформированы знания о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В своей работе, я применяю этические беседы:
Этические беседы:
«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень)». Беседы: «Традиции вашей семьи» ,«Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы», «Забота о младших – почётная обязанность старших», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники»
Беседы направленные на формирование интереса к общению со взрослым, создание нравственных основ личности ребенка к себе как к формирующей личности.
Цель бесед – способствовать нравственному развития ребенка путем формирования представлений у него о добре, милосердии, дружбе, культуре общения; моделировать проблемные ситуации и их решение; формировать интерес к общению со взрослыми, создавать нравственные основы личности ребенка, пробудить интерес к себе как формирующейся личности.
По окончанию каждого заезда у нас проходят отчётные мероприятия, викторины, праздники.
В них принимают участие все дети, и коллектив специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере. Здесь всегда царит атмосфера добра, обыгрываются традиции и обычаи различных народов, показываются, как выстраиваются взаимоотношения в семье, как один и тот же человек примеряет на себя различные социальные роли. То есть, закладывается база из знаний о нашем обществе в целом и о каждом человеке в частности. И мы видим, что знания, которые получают наши дети, не забываются. Они находят свое отражение в их поступках, суждениях, высказываниях, отношении к окружающей действительности.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями закладывает основы личности ребенка. Он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Как известно, характер формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.