Марина Николаевна Иванова
Адаптивная физкультура путь к мотивации ЗОЖ, у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на сегодняшний день являются приоритетными направлениями деятельности всего общества.
Многие идеи воспитания у детей с ОВЗ привычек здорового образа жизни (ЗОЖ) оказались нежизнеспособными из-за неправильного воспитания, из-за неумения привлечь к спортивной жизни.
Публикация «Адаптивная физкультура путь к мотивации ЗОЖ, у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Но главным препятствием является, отсутствие у детей с ОВЗ осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Главное - помочь ребенку с ОВЗ выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать и использовать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Мы задались вопросом, возможно ли это сделать с детьми ОВЗ? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка с особенными потребностями в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки ЗОЖ без их декларирования взрослыми. Для этого важно уметь правильно преподнести информацию о здоровом образе жизни.
Поэтому именно в нашем учреждении, БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии, приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Как привить навыки здорового образа жизни? Мы предположили, что в результате целенаправленной и системной работы, у детей с ОВЗ будут сформированы не только представления о спортивной жизни родного края, чувство гордости за достижения спортсменов-земляков, но и сформируется база знаний и практических навыков ЗОЖ.
Для достижения результатов, мы выдвинули следующие задачи:
1. Расширить кругозор детей с ОВЗ о событиях спортивной жизни родного края.
2. Повысить интерес к чувашским национальным видам спорта.
3. Развить патриотические чувства к родному краю на примере спортсменов и спортсменов параолимпийцев родного края.
4. Повысить педагогическую культуру родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ.
Но как же сформировать у ребенка представления о событиях спортивной жизни родного края и мотивировать его к ЗОЖ, увлекательно и интересно для него?
Проведенный анализ имеющейся литературы выявил, что разработок, конспектов занятий, методических пособий, дидактического и наглядного материала по формированию у ребенка с ОВЗ представлений о событиях спортивной жизни родного края недостаточно.
Перед нами возникла необходимость в создании необходимых продуктов деятельности. Опираясь на учебное пособие И. В. Махаловой «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа» [2], мы создали серию разработанных конспектов занятий с включением народных подвижных игр, сценарии к чувашским народным праздникам «Акатуй», «Сурхури», «Саварни» с элементами национальных видов спорта. Нами разработаны циклы познавательных занятий «Олимпийские (параолимпийские) виды спорта», «Путешествие в страну здоровья», «Спортом занимайся - здоровья набирайся», «Спорт-сила».
Их использование предполагает знакомство детей с ОВЗ современными достижениями чувашского народа в области физической культуры и спорта и способствует формированию национального самосознания.
Цель данных конспектов - воспитание любви к малой Родине, любовь и уважение к национальному спорту, желание подражать героям спортсменам. Используя данный практический материал каждый педагог, может ввести свои народные игры в любой конспект, изменить некоторые части занятия, выбрав что-либо из дополнительного материала. Материалы опыта работы можно использовать как на всех видах занятий, так и в свободное время.
Практическая значимость нашего педагогического опыта заключается в возможности использовать материалы работы в воспитательно-образовательном процессе нашего учреждения и педагогами других коррекционных учреждений.
Творчество и новизна заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации данных разработок к конкретным условиям.
Для реализации намеченной цели и задач, с целью формирования у детей ОВЗ любви к спортивной жизни родного края мы организовываем экскурсии в спортивный комплекс «Улап», который находится в непосредственной близости с нашим - образовательным учреждением.
Благодаря таким экскурсиям ребята не только получают представления о значении физических упражнений для организма человека, но и знакомятся со спортсменами родного края.
Например, в целях знакомства современными достижениями чувашского народа в области физической культуры и спорта, ребята с ОВЗ встретились с тренером по боксу Н. Г. Ивановым, он подробно рассказал об успехах и результатах своих подопечных. Для успешного включения этнокультурного содержания в воспитательно-образовательную работу, в классе создана соответствующая двигательная предметно-пространственная среда. В физкультурном зале появились национальные атрибуты, которые использовались в играх и забавах народа (войлочные мячи, змей, лук, стрелы и пр.). Для класса мы сделали красочную презентацию с автобиографией спортсменов и параолимпийцев родного края.
Мы не остановились на достигнутом и решили пойти дальше. В наших классах есть дети разных национальностей (чуваши, русские, татары). Для формирования толерантности, чувство уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих нашу Республику, мы создали альбомы с автобиографией спортсменов другой национальности.
Если дети с ОВЗ будут иметь представления о спортивной жизни других народов, то будет развиваться дружелюбие и уважение к людям разных национальностей. Эти альбомы многофункциональны. Мы их используем в играх «Найди по описанию», «Кому что нужно».
Также для ознакомления со спортсменами родного края мы создали в классе книжки-малышки. Организовали выставку рисунков «Спорт-сила» и «ЗОЖ».
Исходя из вышеизложенного, содержание педагогической деятельности показывает, что данная работа дает положительную динамику не только при ознакомлении детей с ОВЗ к спортивной жизни родного края, но и приобщает их к здоровому образу жизни.