Леванцова Оксана Алексеевна
«Космическое путешествие». Конспект занятия по логике для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие логического мышления дошкольника и умение планировать ход решения.
Программные задачи:
• Развивать аналитические способности детей, умения находить верное решение используя различные методы.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию слуховой памяти, речи, умения аргументировать свои высказывания.
• Систематизировать и закреплять имеющиеся у детей знания по математическому развитию (счетные навыки, ориентация в пространстве и времени).
• Воспитывать желание и способность работать в группе.
Демонстрационный материал:
• Презентация
• Карточки с название планет
• Пять пластмассовых стаканчика
• Конверты с заданиями
• Настольные часы
Раздаточный материал:
• Листы с заданиями на каждого ребенка
• Карандаши цветные
Предварительная работа:
• Дидактические игры математического содержания
• Логические задачи
• Моделирование из геометрических фигур
• Разгадывания ребусов
Оборудование:
• Ноутбук
• Монитор
• Магнитофон
Ожидаемый результат:
• Усвоение детьми методов решения логических задач и ребусов.
• Взаимопонимание и взаимовыручка между детьми и желание работать в коллективе.
Ход:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, какое у вас сегодня настроение. (Хорошее, радостное, позитивное, веселое.) Ну, тогда давайте улыбнемся и пройдем в нашу группу.
(Дети проходят в группу.)
Воспитатель: Сегодня утром я пришла на работу, как обычно включила компьютер и увидела письмо на нашей электронной почте. Я открыла почту и вот что прочла:
«Дорогие земляне! Мы приглашаем вас в путешествие по планетам неизвестной для вас Логической системы. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаем удачи! Ваши братья по разуму.»
Воспитатель: Ребята, кто бы мог прислать нам это письмо, кто такие «братья по разуму»? (Это инопланетяне, живущие в другой галактике, другой системе.)
- А где же мы с вами живем? (Мы живем в Солнечной системе на планете Земля.)
- Тогда, ребята, давайте подумаем, на чём нам можно отправиться в совершенно другую космическую систему? (На космическом корабле, звездолете). Давайте выберем, на чем мы полетим. (На космическом корабле.)
- Итак, представьте, что вы – экипаж космического корабля, все построились на космодроме и готовы к полету. Нам осталось только выбрать капитана и его старшего помощника. Это необходимо для того, что бы вести журнал нашего путешествуя. А еще, если в процессе путешествия у вас возникнут какие-либо проблемы, то капитан и его старший помощник смогут всегда придти на помощь своей команде. (Выбираются капитан и старшего помощника капитана из высокомотивированных к познавательной деятельности детей.)
- Отправляемся в полет! Давайте все вместе скажем: 1, 2, 3, ПУСК!
(Звучит космическая музыка.)
Основная часть
Воспитатель: Вижу впереди какую-то планету. Приземляемся? (Да.)
Первая планета «Знай-ка».
(Ребенок читает название планеты. В дальнейшем чтение названий планет происходит по очереди среди членов команды. Капитан и его помощник записывают по очереди названия планет в бортовой журнал. Рядом лежит конверт с заданиями. Воспитатель читает задания.)
Задания:
1. Скажите, во сколько вы прибыли на планету «Знайка»? (Дети называют текущее время.)
2. Назвать все дни недели по порядку.
3. Назвать по порядку все месяцы года.
4. Назови самое маленькое число. (0)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием! Отправляемся дальше.
Вторая планета «Считай-ка».
(Ребенок читает название планеты. Рядом лежит конверт с задачами.)
Задачи:
1. На горке катались 6 ребят. Двое ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько ребят стало на горке? (6)
2. У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? (8)
3. По дороге один за другим идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идёт девочка. Сколько девочек идет по дороге? (2)
4. Миша и Маша гуляли в парке, прошли 6 км по тропинке. Сколько километров прошел каждый ребенок? (6)
5. Яблоко разрезали на четыре части. Сколько сделали надрезов? (3)
(Дети решают логические задачи. Сначала право ответа дается членам команды, если они нуждаются в помощи отвечает или капитан или его помощник.).
Воспитатель: Молодцы, вы верно решили все задачи. Отправляемся дальше! Вижу планету!
Третья планета «Смекай-ка».
(Ребенок читает название планеты. Рядом лежит конверт с заданиями.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что нас ожидает на этой планете? Посмотрите, инопланетяне приготовили нам пять стаканов. Три первых из них с водой, а два последующих пустые. И еще лист с заданием.
(Воспитатель читает задание.)
Задание 1. Как сделать так, чтобы стаканы стояли по очередности: целый, пустой, целый, пустой, целый. При этом стаканы местами менять нельзя и стакан трогать только один раз. (Нужно содержимое второго стакана перелить в пятый стакан).
Воспитатель: Ребята, в конверте есть еще задания.
Задание 2. Подумай и ответь:
А). На поле теленка привязали к пяти метровому шнуру, а он прошел 20 метров. Как он прошел этот путь?
Б). В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя?
В). Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый вагон от конца. В одном ли вагоне они едут? (нет)
(Сначала дается возможность ответить членам экипажа, если они затрудняются на помощь приходят капитан или его помощник.)
Воспитатель:
- Молодцы ребята, вы справились и с этими заданиями. Можно лететь дальше. Ребята, посмотрите, не видно ли где четвертой планеты под названием «Играй-ка».
(Дети ищут глазами табличку с названием этой планеты, находят ее.)
Физкультминутка
Воспитатель: Давайте немного поиграем, разомнемся и тем самым отдохнем. Я буду читать стать стихотворение, а вы будьте внимательны и выполняйте движения строго по тексту.
Чтобы сильным стать и ловким, (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)
Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)
Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.)
Дышим глубже, (Руки вверх - вдох; руки вниз - выдох.)
А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.)
Как погода хороша! (Прыжки на месте.)
Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.)
Ловим снег — хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)
Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.)
Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.)
Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.)
Размахнись рукой - бросок! (Изображаем метание левой (правой) рукой.
Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.)
(Дети выполняют движения в соответствием с текстом.)
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. Летим дальше. Вижу пятую планету.
(Ребенок читает название планеты. Рядом лежит конверт с заданиями.)
Пятая планета «Размышляй-ка».
Воспитатель: Для выполнения этого задания нам необходимо сесть за столы. У каждого из вас на столах лежат листы, на которых нарисован какой-то незаконченный ряд. Посмотрите внимательно на этот ряд, выявите закономерность и продолжите его.
А Б Б А А Б Б Б Б ….
(Дети выполняют задания каждый на своем листе, а помощник капитана выполняет задание на закрытой доске. После выполнения задания дети сверяют свои ряды с рядом на доске.)
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Отправляемся дальше.
(Дети закрывают глаза, воспитатель меняет табличку с названием планеты. Следующий ребенок читает название планеты.)
Шестая планета «Художник».
Воспитатель: На этой планете мы все представим себя в роли художников. Проходите и садитесь за столы. Но перед тем, как мы начнем выполнять задание, которое приготовили для вас жители этой планеты, я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо)
Воспитатель: Ну а теперь мы можем приступить к выполнению следующего задания: раскрасьте фигуры разными цветами так, чтобы овал лежал под треугольником, а прямоугольник лежал на треугольнике.
(Дети выполняют задания каждый на своем листе, а капитан выполняет задание на закрытой доске. После окончания дети сверяют свои рисунки с рисунком на доске.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Летим дальше, впереди вижу следующую планету.
Седьмая планета «Ребус».
(Ребенок читает название планеты.)
Воспитатель: Как вы уже наверно догадались, на этой планете нам предстоит отгадывать ребусы. Готовы? Приступим.
(Детям на экран выводятся ребусы. Если ребята испытывают затруднения или отвечают не правильно, право исправить ошибку или помочь своей команде берет капитан и его помощник.)
Воспитатель: Ребята, подошло время нам возвращаться в детский сад. Капитан держим курс на детский сад. Молодцы, а теперь предлагаю всем сойти на землю.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие по планетам Логической системы? На каких планетах мы с вами побывали? («Знай-ка», Считай-ка», «Смекай-ка», «Играй-ка», «Размышляй-ка», «Художник» и «Ребус».) Какая из них вам больше всего понравился? (Ответы детей.)
- Мне тоже очень понравилось, что вы сегодня были внимательными, сообразительными, настойчивыми. Давайте не забудем поблагодарить капитана и его старшего помощника за своевременную помощь своему экипажу и проявленную смекалку. А для вех нас наши «братья по разуму» приготовили нам небольшой сюрприз. Давайте пройдем в нашу группу и посмотрим, что это за сюрприз.