Анна Дмитриева
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Публикация «Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
Цель взаимодействия ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Направления воспитательной работы :
1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
2. Поддержка и повышение социального статуса семей
3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
5. Оптимизация детско-родительских отношений.
Основным методом коррекции детско-родительских отношений является арт-терапия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Метод наиболее подходит также и детям с ОВЗ.
Формы работы :
• Создание художественно-творческих проектов (семейных проектов).
• Диалоги, выставки работ, импровизированное обсуждение картин, сочинение рассказов, интервью с художниками.
• Диагностическое наблюдение и поддержка, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.
Работа по методу арттерапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
• Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
• Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
• Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
• Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
• Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Об эффективности арттерапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.
Формы взаимодействия ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ.
1. Индивидуальные формы работы.
А. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера.
Б. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня, где проходит информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком.
В. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
2. Коллективные формы взаимодействия.
А. Общие родительские собрания.
Б. Групповые родительские собрания.
В. “День открытых дверей”.
Г. Тематические доклады, плановые консультации, семинары. Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
Д. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей. Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
Е. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.
В практической деятельности организация педагогического просвещения родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов :
1. Информационные методы : информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
2. Проблемные методы : проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
3. Психотерапевтические методы : релаксации, визуализации, элементы арттерапии, сказкотерапии.
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
А. Информационные стенды и тематические выставки.
Б. Выставки детских работ.
В. Открытые занятия специалистов и воспитателей.
Основной целью работы с семьей является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального, оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.
Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям:
образовательное, психологическое и посредническое.
Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование.
Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки.
Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Кроме того, цель педагогов заключается в том, чтобы не только продуктивно сотрудничать с отдельными семьями, но находить новаторские способы взаимодействия всех семей.
Участие в проектах и мероприятиях ДОУ, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы : родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.