Лучший педагог года

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Анна Дмитриева
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Работе с родителями детей с ОВЗ уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Публикация «Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель взаимодействия ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Направления воспитательной работы :

1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ

2. Поддержка и повышение социального статуса семей

3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

5. Оптимизация детско-родительских отношений.

Основным методом коррекции детско-родительских отношений является арт-терапия. Арт-терапия — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Метод наиболее подходит также и детям с ОВЗ.

Формы работы :

• Создание художественно-творческих проектов (семейных проектов).

• Диалоги, выставки работ, импровизированное обсуждение картин, сочинение рассказов, интервью с художниками.

• Диагностическое наблюдение и поддержка, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

Работа по методу арттерапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:

• Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.

• Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

• Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

• Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

• Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Об эффективности арттерапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Формы взаимодействия ДОУ с семьями с детьми с ОВЗ.

1. Индивидуальные формы работы.

А. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера.

Б. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня, где проходит информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком.

В. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

2. Коллективные формы взаимодействия.

А. Общие родительские собрания.

Б. Групповые родительские собрания.

В. “День открытых дверей”.

Г. Тематические доклады, плановые консультации, семинары. Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

Д. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей. Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

Е. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.

В практической деятельности организация педагогического просвещения родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов :

1. Информационные методы : информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2. Проблемные методы : проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

3. Психотерапевтические методы : релаксации, визуализации, элементы арттерапии, сказкотерапии.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

А. Информационные стенды и тематические выставки.

Б. Выставки детских работ.

В. Открытые занятия специалистов и воспитателей.

Основной целью работы с семьей является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального, оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие.

Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям:

образовательное, психологическое и посредническое.

Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование.

Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки.

Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Кроме того, цель педагогов заключается в том, чтобы не только продуктивно сотрудничать с отдельными семьями, но находить новаторские способы взаимодействия всех семей.

Участие в проектах и мероприятиях ДОУ, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы : родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще.

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка» Доклад на тему: «Развитие.

Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования, процессы.

Использование камешков Марблс в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием камешек Марблс. Задачи:.

Презентация «Формы и методы работы с родителями» Предлагаю материал из опыта работы с родителями группы в 2019 году. Это с одной стороны простая, а с другой стороны самая сложная и наиболее.

Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Андреева Евдокия Константиновна, педагог –психолг.

Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.

Трудности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Трудности родителей,воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья В связи с увеличением в последние десятилетия количества.

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей.

Значение работы по формированию словаря в развитии речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья Нарушение речи и ее коррекция у детей с недостатками интеллектуального развития является теоретической и практической проблемой. Своевременное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 8 октября 2019 в 17:02
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Анна Дмитриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД