Папки-передвижки

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Виктория Митрофанова
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»

Доклад

на тему: «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

в условиях ДОУ»

Доклад

на тему: «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

в условиях ДОУ»

Сведения о разработчике:

Митрофанова Виктория Андреевна

учитель-дефектолог

Темочки:

г. Моршанск

2018 г.

Содержание

1. Актуальность ….…3

2. Теоретическая база …3

3. Ведущая педагогическая идея ….4

4. Форма работы …5

5. Результативность работы …. 6

6. Список литературы …. 8

7. Приложение …. 9

1. Актуальность.

Проблема воспитания и обучение детей с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается. Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно – развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка и больше шансов на успешное преодоление ребёнком тех трудностей, с которыми он сталкивается, приходя в школу. От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и, в конечном счёте, социальная адаптация во взрослой жизни.

Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

2. Теоретическая база.

Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наш детский сад посещают дети с разными видами нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально – волевой сферы, а так-же дети-инвалиды. К ним относятся: дети с Синдромом Дауна, с РАС, с умственной отсталостью, с ДЦП.

Перед педагогом, работающим, с детьми с ограниченными возможностями здоровья стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.

Важнейшей задачей специального обучения детей с ОВЗ является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ОВЗ приводит к тому, что даже в дошкольном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста ребенка и средством активизации познавательной деятельности.

Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ОВЗ является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Воспитанники данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их, не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто “перескакивают” с одного на другое, не завершив начатое.

Таким образом, целый ряд особенностей детей с ОВЗ определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения.

3. Ведущая педагогическая идея.

Значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры т. к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.

Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А. Н. Леонтьев подчеркивал, важное значение игры для познавательного и личностного развития ребенка-дошкольника. Особенно, важное значение, как инструмент развития и познания игра приобретает для детей с ОВЗ.

При поступлении в дошкольное учреждение у многих детей уровень развития игры очень невысокий: игровые действия ограничиваются простыми, привычными манипуляциями, интерес к предлагаемым играм неустойчивый. Зачастую дети не знают, что игрушка может быть многофункциональной. В связи с тем, что дети дошкольного возраста познают окружающий мир, в первую очередь через игру, основная задача педагога научить ребенка играть. Решение этой задачи осуществляется в процессе игровых занятий.

Формирование игровой деятельности у детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем, переносится в свободную деятельность. О. П. Гаврилушкина в своих исследованиях отмечает, что ребенок с ОВЗ способен познавать окружающий мир : он «не может делать это теми способами, которыми так естественно пользуются его нормально развивающиеся сверстники… к такому ребенку надо подходить индивидуально, учитывать его интересы, предпочтения, особенности характера, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости…».

4. Форма работы.

Основная форма моей работы - индивидуальные занятия, так как они позволяют, максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка. Привести в движения механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике дошкольника.

В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:

• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;

• объяснения педагога подтверждаются последующими действиями, каждое действие педагога или ребенка сопровождается комментарием;

• игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:

• игра должна быть с четко сформулированными правилами;

• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

В процессе обучения игре детей с ОВЗ педагог – активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Дидактическая игра имеет цели: обучающую (которую преследует взрослый, коррекционную (способствует развитию ребенка, игровую (для действия ребёнка). В работе с детьми с ОВЗ важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. Специально подобранные дидактические игры и упражнения создают такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию речевой активности, развитию психических процессов, эмоционально-волевой сферы. При включении их в коррекционно-развивающий процесс я постоянно сопровождают свои действия речью, добиваюсь от ребенка звукового ее отражения (даже на уровне звукового произношения, лепета).

Примером могут быть следующие игры, которые я использую на занятиях (Приложение1. «Чего не стало?», «Домино», «Парные картинки», «Угадай по описанию», «Кто больше увидит», «Мы собрали в огороде»). Такие игры и упражнения должны проводиться ежедневно, до полного усвоения материала, автоматизации действий (от нескольких недель до месяца). Игры и упражнения должны соответствовать уровню развития ребенка, должны решать обучающую и развивающую задачи. Дидактический материал должен быть ярким, вызывающим интерес. Количество предметов (карточек, деталей) в дидактических играх лучше применять, начиная с одного—двух, постепенно увеличивая.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам, учитываются особенности развития детей и следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

При проведении дидактических игр педагог с одной стороны руководит познавательным процессом, организуя обучение детей, а с другой - исполняет роль участника игры, партнера, направляя каждого ребенка на выполнение игровых действий.

Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

В первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической

ориентировке, затем - игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем игры, в которых дети должны опираться на приобретенные знания в процессе дидактических игр.

Вся система дидактических и развивающих игр способствует развитию психических функций и познавательной деятельности, формирует правильную речь и обогащает словарный запас у детей с ограниченными возможностями здоровья, которая строит дальнейшее обучение, трудовую адаптацию и социальную реабилитацию.

5. Результативность работы.

Дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют задания.

Повышается эффективность педагогического процесса в целом.

Развивается познавательная активность у детей, что оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

У детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные

знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность ребёнка с ОВЗ, обеспечивают решение задач, которые связаны с формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. А это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу на занятиях, давать посильное задание каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка.

Таким образом, дидактическая игра выступает как важное средство обучения, воспитания и разностороннего развития детей с ОВЗ.

Список литературы

1. Т. Д. Зинкевич - Евстегнеева, JI. А. Нисневич «Как помочь «особому» ребёнку». Книга для педагогов и родителей. Санкт — Петербург, 1998 г.

2. Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. - М., 2001 -136 с.

3. Гаврилушкина О. П. Ребенок отстает в развитии? М., 2010

4. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Т. В. Егорова. Балашов: Николаев, 200

5. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992. Под редакцией Шапковой.

6. Под редакцией Венгера Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 1973

7. Волина В. Учимся играя. Москва «Новая школа» 1994г.

8. Гуровец Г. В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996 - №2.

9. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : Пособия для учителя. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС.

10. Кумариной Г. Ф., Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями : Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред. – М. : Издательский центр «Академия».

Приложение 1

Дидактические игры

Игра «Чего не стало?»

Цели: Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.

Оборудование. Набор предметных картинок по теме.

Содержание.

Средний уровень сложности.

Взрослый демонстрирует и называет 5 – 6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Высокий уровень сложности.

Количество картинок увеличивается до 7 – 8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Игра «Домино»

Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительного внимания.

Оборудование. Набор пластинок домино по теме («Животные», др.).

Содержание.

Средний уровень сложности.

В игре используется набор пластинок из расчета пяти ходов каждого игрока. Взрослый каждый раз называет картинки, которые нужны (находятся на концах цепи) : «Нужны лошадь и свинья». Дети выкладывают пластинку со словами: «Я кладу лошадь к лошади».

Высокий уровень сложности.

Количество пластинок увеличивается (свыше пяти ходов каждого игрока). Ребенок, ход которого подошел, сам называет картинки, которые необходимо подобрать: Нужны кот и собака. Кладу собаку к собаке». Следовательно, уровень сложности задания варьируется в зависимости от количества пластинок, используемых в игре, от степени распространенности слов, а также от того, ищет ли ребенок названную взрослым картинку или называет ее сам (активного или пассивного характера актуализации слов).

Игра «Забытое слово»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование. Предметные картинки по изучаемой лексической теме.

Содержание.

Средний уровень сложности.

Перед детьми 5 – 6 предметных картинок. Взрослый перечисляет их названия, «забывая» при этом одно наименование. Например, на доске картинки: мяч, кукла, мишка, робот, юла, пирамидка. Взрослый: «Мяч, кукла, робот, юла, пирамидка. Правильно я назвала картинки?» Если дети не догадываются о пропущенном слове, взрослый уточняет: «Я назвала все картинки?». Выигрывает тот, кто за всю игру назовет больше пропущенных слов.

Высокий уровень сложности.

Картинок в игре используется свыше шести. Роль ведущего переходит от одного ребенка к другому (дети играют без участия взрослого).

Игра «Парные картинки»

Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.

Оборудование. Двойной комплект картинок по теме.

Содержание.

Средний уровень сложности.

В игре используются 8 – 10 парных картинок. Взрослый называет каждую из них, раскладывая изображения на столе.

Затем просит назвать, что находится в нижнем (верхнем) ряду, во втором, третьем ряду и т. д. Просит показать и назвать красные (сладкие, толстые, деревянные, горячие т. д.) предметы. Когда ребенок выполняет первый ход, он называет перевернутые картинки сам.

Высокий уровень сложности.

Количество парных картинок – больше десяти. Ребенок называет каждую появляющуюся на столе картинку, выполняет задание, способствующее лучшему запоминанию слова и местоположения картинки, а затем обозначает словами картинки, которые попарно открывает. То есть на этом уровне сложности материала все задания выполняются ребенком, помощь взрослого минимальна, совершенствуется активный словарь дошкольника.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я увидел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д.

Игра «Угадай по описанию»

Цели. Расширение объема словаря, формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме, например: (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко).

Содержание. Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: «Сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают. Теперь из них выбери овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт». В дальнейшем развитые речевые и мыслительные умения и навыки ребенка позволят свернуть этапы выполнения задания, перевести их во внутренний план.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Оборудование. Набор картинок по изучаемой лексической теме.

Содержание

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан. Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинку и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный

речевой материал: глубокая – тарелка; голубая - кастрюля; маленькое - блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Кто больше увидит?»

Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.

Оборудование. Заштрихованные, схематичные, наложенные друг на друга, перечеркнутые изображения предметов по изучаемой лексической теме.

Содержание.

Дети рассматривают картинки по изучаемой теме, представляющие предметы, изображенные, в затрудненных для восприятия (заштрихованные, схематичные и др.). Побеждает в игре тот, кто больше узнает и правильно назовет предметы.

Демонстрация действий предмета с их называнием.

Цели. Расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание.

Взрослый показывает действия, которые может совершать предмет (или можно совершать с этим предметом, и называет эти действия. К примеру, взрослый задает детям вопрос: «Как вы думаете, что может делать мяч? Давайте посмотрим». Затем производится демонстрация действий с мячом и называние этих действий: «Мяч лежит. Если его толкнуть, он покатится, упадет, зашумит, загрохочет, запрыгает. Мяч можно ударить об стену, он отскочит. Можно подкинуть, он полетит вверх, а потом упадет вниз, ко мне в руки, я его поймаю. Можно перебрасывать мяч друг другу». Повторно, как бы подытоживая сказанное, взрослый демонстрирует действие и называет лишь соответствующий глагол: «Давайте повторим, что делает мяч. Мяч лежит, катится, падает, шумит, грохочет, прыгает, ударяется, отскакивает, летит. Мяч можно толкать, катить, подкидывать (кидать, бросать, перебрасывать, ударять, ловить».

Публикации по теме:

Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин "дети с ОВЗ" в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.

Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Ранний детский возраст (второй, третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека.

Развитие познавательных процессов у детей с особыми возможностями здоровья с помощью «Песочной терапии» «Развитие познавательных процессов у детей с особыми возможностями здоровья с помощью «Песочной терапии»». Стандарт разработан на основе.

Сопровождение надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения «Сопровождение надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения» Содержание специального.

Использование камешков Марблс в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием камешек Марблс. Задачи:.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Развитие культурных практик у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкального воспитания Музыкальное воспитание в детском саду - одно из ярких средств формирования личности и эмоциональности детей, развитие их творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства В современном мире, чтобы адаптироваться в обществе, человек вынужден в течение всей своей жизни овладевать новым и большим объемом знаний.

Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС Цель: Специализированная помощь учителя-дефектолога обучающимся с ОВЗ в освоении образовательной программы. Задачи: • Изучение психологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 19:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Митрофанова (УИ 543290) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД