Алена Ефимовских
Социальная интеграция детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Ефимовских Алена Сергеевна
Николаева Татьяна Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 комбинированного вида
с. Николо-Павловское
СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье описывается опыт работы дошкольного учреждения с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Публикация «Социальная интеграция детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: социальная интеграция, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, принципы инклюзивного образования, специальные условия воспитания и обучения
«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком,
думай о том, что тебя соединяет,
а не о том, что тебя разъединяет с ним»
Л. Н. Толстой
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в образовательных учреждениях в нашей стране становится все более значимой и актуальной. Распространение процесса интеграции детей с особыми образовательными потребностями здоровья в образовательном учреждении «является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством РФ» [2, с. 18]. Это обусловлено в первую очередь усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на совместное существование с остальными членами социума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только к детям с ОВЗ, но и к их нормально развивающимся сверстникам.
Понятие «интеграция», как в отечественной, так и в западной научной литературе рассматривается через теорию социальной интеграции, которая предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Основоположником идеи интегрированного, и в дальнейшем как его логического продолжения инклюзивного, обучения в отечественной педагогике является Л. С. Выготский, который указывал на необходимость создания такой системы обучения, где ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Задачами воспитания ребенка с нарушением развития, по его мнению, являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, «приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями» [1, с. 49]. Он считал, что «широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования» [1, с. 50].
Сегодня практический аспект инклюзивного образования понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Основным критерием эффективности инклюзивного образования мы считаем успешность социализации, введение в культуру, развитие и совершенствование социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству, способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения и адекватного социального поведения.
Наш детский сад имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, мы идем по пути создания гибкой системы образовательной деятельности, где учитываются индивидуальные потребности всех детей, не только с проблемами в развитии, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. На сегодняшний день МБДОУ детский сад №30 комбинированного вида посещают 194 ребенка, из них 23 ребенка с ОВЗ, 3 ребенка, имеющие группу инвалидности (нарушения слуха и зрения, сердечная недостаточность, интеллектуальную недостаточность с ДЦП).
Целью нашей педагогической деятельности стало создание условий для осуществления инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Для достижения поставленной цели мы работаем в направлении обеспечения всестороннего развития воспитанников, их социальной адаптации, сохранения и укрепления психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников с особыми образовательными потребностями для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях. Для повышения родительской компетентности в вопросах толерантности совместного обучения дошкольников и их психолого-педагогического развития мы оказываем консультативную помощь родителям, имеющим детей с ОВЗ.
Исходя из самого значимого принципа инклюзивного образования - «не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка» [2, с. 16], наше образовательное учреждение в условиях инклюзивного процесса основывается на соблюдении следующих правил:
- цени, принимай и понимай многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить;
- поощряй достижения, доказывай, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь, ни дети требуют «исправления», а подходы к обучению;
- сотрудничай, сочувствуй, ведь дети и взрослые получают пользу только от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения;
- расширяй свои профессиональные знания, которые бы были максимально эффективны для всех детей.
Этапами инклюзивного образования в ДОУ являются :
- своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их развитии;
- определение оптимального педагогического маршрута и разработка адаптивной образовательной программы;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- отслеживание динамики развития и эффективности коррекционной работы.
В нашем детском саду инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах:
специально организованные логопедические группы для детей с особыми потребностями. Эти дети находятся в одной группе, но остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ наравне с остальными детьми, участвуют в общественных мероприятиях и т. д.
общеразвивающие группы, в которых инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей-инвалидов в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми.
Для оптимального осуществления социальной интеграции на этапе дошкольного детства созданы специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ :
1. Адаптивная образовательная среда – это естественная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, которые позволяют детям в соответствии интересами и желаниями в одно и то же время заниматься разными видами деятельности. Такая среда стимулирует включение всех детей группы в различную деятельность, не раздражая и отвлекая, а, наоборот, создавая комфортные условия для работы и личностного развития каждого ребенка. Например, дети слушают любимую музыку, занимаясь при этом различными видами творчества.
Предметно-развивающую среду в нашем детском саду мы организуем таким образом, чтобы передвигаясь самостоятельно по группе, ребенок беспрепятственно мог выбрать себе занятие - будь то конструктор, развивающие игры, комплекты мозаики или просто игрушки, которыми он может проиграть. Максимальное приспособление среды к нуждам воспитанников как одно из условий адаптивной образовательной среды педагоги реализуют через удобное размещение различных центров в группе:
- центр театрализации – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной новой идеей, помогает раскрыть неожиданные грани своего характера;
- центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В нем размещены растения, необходимое оборудование для ухода за ними, детские поделки из природного материала;
- центр творчества дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности и воплощения своих творческих замыслов и фантазии. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, пластилин, дидактические игры и т. п.);
- центр конструирования (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально. Дети всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде);
- центр уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам;
- центр развития речи (находятся различные дидактические игры, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.).
При организации адаптивной образовательной среды мы учитываем структуру дефекта, специфику свободного, безбарьерного передвижения, меру доступности, вариативности и трансформируемости, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности.
2. Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в дошкольном образовательном учреждении. Наши педагоги прошли обучение по программе повышения квалификации на тему совершенствования деятельности педагогов дошкольных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями в условиях внедрения ФГОС, и постоянно улучшают свой профессионализм на семинарах и практикумах на муниципальных и районных уровнях.
3. Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Поэтому нами разработана адаптивная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.
АОП - образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальной недостаточностью, ЗПР, ДЦП) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель АОП:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ предусматривает комплексное взаимодействие всех специалистов и родителей дошкольников.
Занятия проводятся:
-педагогом-психологом, который обеспечивает психологическое здоровье детей, коррекцию и развитие личности ребёнка;
-учителем-логопедом, который занимается развитием и коррекцией познавательной и речевой деятельности;
- музыкальным руководителем;
-руководителем ФИЗО;
-социальным педагогом,
-воспитателем группы, которые организуют совместную деятельность, проводят режимные моменты. Планируют свободную самостоятельную деятельность детей, наполняя образовательным содержанием за счет создания педагогом разнообразной предметной среды. Это позволит обеспечить широкий выбор деятельности, соответствующей интересам ребенка, включить их во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.
Индивидуальные занятия подбираются для каждого ребёнка индивидуально в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка.
Поэтому в начале каждого учебного года проводится комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребенка, в целях выявления уровня и особенностей психического развития для определения его образовательных потребностей, уровня возможного освоения образовательной программы и на основе полученных результатов разрабатываются образовательные маршруты групп и конкретных детей и индивидуальные коррекционно-развивающие программы для детей с ОВЗ со сложной структурой дефекта.
В процессе реализации программных мероприятий ведущими являются здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества и игровые технологии. Фрагментарно используется технология группового тренинга. Сопутствующей технологией является информационно-коммуникационная технология.
Свою педагогическую деятельность мы стремимся реализовывать так, чтобы каждый ребенок активно участвовал в жизни группы как через организованную, так и через свободную деятельность, во всех мероприятиях детского сада. Вносим изменения в правила игры, предоставляем ребенку дополнительную попытку, оптимально размещаем воспитанников в группе совместного творчества, привлекаем здоровых детей к посильной помощи детям с ОВЗ. Мы придерживаемся простым правилам бесконфликтного общения: избегаем злоупотребления критикой, демонстрируем неподдельный интерес к другим людям, стараемся быть хорошим слушателем, помогаем детям чувствовать свою значимость, уважаем мнение детей, избегаем ненужных споров, убеждаем, а не приказываем, придерживаемся положительной установки.
Главную роль в образовательном процессе занимает взаимодействие детей с ОВЗ с другими детьми. Вступая в межличностные отношения посредством игровой, проектной и исследовательской деятельности дети общаются друг с другом, согласовывают свои действия, находят совместные решения, разрешают конфликты. А для детей с ОВЗ одним из главных является то, как принимают и относятся к нему окружающие люди, поэтому первоочередной необходимостью для нас стало создание эмоционально-благоприятной атмосферы внутри коллектива и развитие отношений партнерства всех участников образовательного процесса посредством комплексной программы психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой. Задачами данной программы является развитие эмоциональной сферы ребенка, введение ребенка в мир человеческих эмоций и развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения [3, с. 6]. ;
Для нас также важно формирование толерантного отношения родителей здоровых детей к детям с ОВЗ. Для этого проводится работа по включению родителей в воспитательно-образовательную деятельность через информирование родителей на сайте учреждения, в родительских уголках, непосредственного общения, снятие эмоционального напряжения и тревожности через тренинги, родительские университеты, праздники и оздоровительные досуги.
Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Литература:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии/ Под ред. Т. А. Власовой. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М. : Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
3. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 208 с.
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.
5. Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и ОВЗ. Сборник материалов. – Киров, 2014. – 332 с.
6. Хохлова, Н. Организация работы по социальной адаптации дошкольников в процессе интегрированного обучения дошкольников и младших школьников / Н. Хохлова // Дошкольное воспитание, 2011. - №8. – С. 115-122.