Марина Астахова
Социализация детей с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм входит в четверку самых распространенных детских заболеваний. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. В связи с этим социализация детей с РАС является актуальной проблемой, успешное решение которой определяет перспективу дальнейшего психического развития ребенка и психоэмоциональную атмосферу в семье.
Публикация «Социализация детей с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах
В нашем городе центр «Радуга» стоит у истоков оказания помощи семьям, воспитывающим детей с РАС. В данный момент в отделении дневного пребывания на социальном обслуживании находятся 10 детей с диагнозом «детский аутизм», это 20% от числа обслуживаемых. С первых дней поступления ребенка с расстройством аутистического спектра в отделение с ним начинает работать команда специалистов, проводятся комплексные реабилитационные мероприятия, направленные на коррекцию в развитии.
Этапы коррекционной работы с детьми проходят по следующей схеме. Начинаем с тщательной диагностики, в ходе которой оцениваются не только нарушения, но и резервы ребенка. После проведения диагностики специалисты, обсуждают результаты, составляют индивидуальную программу реабилитации.
Работа с ребенком с РАС – это длительный, постепенный и очень бережный процесс - включения ребенка в коррекционную среду. Начинается работа с индивидуальных занятий, затем – переход ребенка в микрогруппу, потом групповые занятия и только после этого мы организуем специальные занятия, расширяющие рамки реабилитационного пространства: посещаем музеи, библиотеки, Выставочный зал, бываем в гостях в Доме ветеранов, организуем экскурсии по городу.
Для вовлечения особых детей в социокультурное пространство здоровых людей мы организуем специальные мероприятия, тесно взаимодействуя с различными организациями города. Нас связывает многолетнее сотрудничество с Краеведческим музеем, детской библиотекой, Клинским Благочинием, волонтерами, с которыми мы реализуем совместные проекты, помогающие вхождению детей с РАС в позитивную социализацию. Так, в настоящее время, группа из 12 детей с ограниченными возможностями здоровья участвует в проекте «Мы идем в музей» и ежемесячно посещает занятия в Краеведческом музее. Проект «Дом, где живут книги» мы осуществляем совместно с детской библиотекой, наши дети принимают участие в мероприятиях, организованных на базе библиотеки, и ее сотрудники бывают нашими гостями. В рамках реализации проекта «Я расскажу вам о войне», дети побывали на мемориалах Воинской славы города, отдали дань памяти защитникам Родины. Очень позитивными для детей были занятия по канистерапии - реабилитации с помощью специально обученных ездовых собак. Частыми гостями у наших детей бывают юные артисты - волонтеры. Нами прилагаются все усилия для того, чтобы с помощью реабилитационных мероприятий, по возможности, скорректировать нарушенное развитие ребенка, а основная цель такой коррекции – дать ребенку возможность войти в большой мир людей, создать «ситуацию успеха» для каждого.
Для примера хочу рассказать вам историю нашей воспитанницы шестилетней Ани (имя изменено). Девочка поступила в отделение 1,5 года назад, диагноз «детский аутизм». При поступлении словарный запас у ребенка был не более 20 отдельных слов, фразовая речь отсутствовала. К игрушкам интерес не проявляла. Поведение аффективное, наблюдались частые истерики. Со слов мамы, девочка испытывала большие трудности, находясь в общественных местах и, особенно, в транспорте, первое время они добирались до центра пешком. На тревожные ситуации Аня реагировала криком, могла начать снимать с себя одежду и обувь. В результате проведенного курса социо-средовой реабилитации, организации охранного режима, психоэмоциональное состояние девочки стабилизировалось, аффектов не наблюдается, поведение приближено к социальной норме. В ноябре Аня, вместе с группой детей, посетила Краеведческий музей. Перед экскурсией мы рассказывали ей о музее, рассматривали фотографии ее друзей на музейном занятии, и девочка согласилась поехать с нами. В автобусе, всю дорогу, Аня держала педагога за руку, а во время экскурсии как будто прилипла к нему. Но когда, услышала звон колокольчиков и бубенцов (занятие было о клинских ямщиках, девочка оторвалась и побежала поближе, чтобы вместе со всеми детьми позвенеть колокольчиками. Для Ани это движение было сродни выходу космонавта в открытый космос – она смога, она победила!
За этой победой стоит огромный труд специалистов подготовивших «ситуацию успеха». Ведь и первое посещение музея было выбрано для девочки не случайно, Аня очень любит слушать музыку, и мы были уверенны, что она откликнется на звучание бубенцов и музейное пространство станет зоной ее интересов. Скоро у нас опять намечена экскурсия в Краеведческий музей, и Аня едет с нами! Кстати, и говорит она теперь так, что не остановишь.
Таких «маленьких побед» у специалистов центра немало. Наши «аутята» посещают общеобразовательные школы, занимаются в кружках и секциях города, учатся в музыкальной школе. В этом году Борис завоевал 2 место на областной Олимпиаде по сольфеджио, за свой рисунок Яна получила диплом на Всероссийском арт-конкурсе «Будущее России».
За плечами специалистов центра 20 лет поисков и открытий, бесценного опыта изучения программ и методик, разработки и совершенствования методов и технологий для достижения успешной социализации детей с ограниченными возможностями.
Все мы рождаемся с разными возможностями, иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов у детей с ограниченными возможностями меньше. Принятие и понимание ребенка, способны привести к положительным личностным изменениям и оказать терапевтический эффект.