Марина Архипова
Социализация детей с ОВЗ через игру
▼ Скачать + Заказать документы
Тема Социализация детей с ОВЗ через игру
Ф. И. О. Архипова Марина Александровна
Место работы: ГОКУ СКШ № 11 г. Иркутска
Должность: Воспитатель 1 квалификационная категория
Российская модель современного образования базируется на позициях
Л. С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Социализация детей с ОВЗ через игру» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания благоприятных условий для воспитания и обучения данной категории младших школьников.
Учреждение работает в режиме школы полного дня, где дети могут находиться до 10 часов. Продленный день – неизмеримый потенциал развивающего и воспитательного воздействия на ребенка.
Воспитателем группы продленного дня применяются методы педагогического сопровождения младших школьников с нарушением речевого развития, направленные на активизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных особенностей, специфика которых негативно отражается на процессе адаптации данной категории детей.
Для этого необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателя, которая ведется на протяжении всей работы группы продленного дня: во время прогулки, самоподготовки, воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, участия во внеурочной деятельности. Одним из основных приемов в работе воспитателя с детьми с речевыми нарушениями является игра и игровые упражнения, как средства активизации речевой деятельности детей младшего школьного возраста. У детей с речевыми нарушениями не выработана социальная роль. Специально подобранные сюжетно-ролевые игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению таких детей в коллективную деятельность.
Воспитатель ежедневно планирует воспитательно-коррекционную работу на каждом режимном этапе. Во время подвижных игр на прогулке воспитатель следит за тем, чтобы дети включались в игру и чувствовали себя уверенно
Игра является основной деятельностью детей с ОВЗ, то для детей с нарушением речи игровая деятельность способствует развитию и коррекции речи, психических процессов и личности в целом. В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т. д.
Подвижные игры, проводимые во время переменок в школе, способствуют активному отдыху детей, снижают накопившееся на уроках утомление, повышают работоспособность к следующему уроку. Дети, активно играющие на переменах, в четыре раза меньше отвлекаются на последующих уроках, чем их одноклассники, проводящие переменки в спокойном отдыхе. Такие подвижные игры очень хорошо влияют на эмоционально-психологическое состояние детей, развивают их ловкость и координацию движений. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство. В подвижные игры на переменах можно играть и всем классом, и небольшими группами.
Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже давно. Современная педагогиказначимое место определяет здоровьесберегающим технологиям как на уроке, так и во внеурочное время. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики.
Школьная перемена является одной из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Опираясь на результаты наблюдений, были сделаны следующие выводы:
1. Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.
2. В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.
3. В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.
4. Школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время.
В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если умело организовать игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:
- прогнозировать положительный эффект;
- используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.
Основными принципами организации школьных перемен являются:
• рациональность;
• эффективность;
• учет возрастных особенностей;
• дифференцированный подход;
• учет физической подготовленности и функциональных особенностей;
• регулярность;
• эмоциональный подъем;
• педагогический контроль.
В каждом ребёнке таится, заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.
Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.
Динамические паузы — прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом.
Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:
1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;
5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их;
6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболевание;
9. Лечебную – способствовать выздоровлению.
Динамические паузы – это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом, пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т. д.).
Ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игры - тренинги, подвижные игры.
Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др., физические и творческие способности.
Игра выполняет следующие функции:
1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.
2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.
3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей.
4) развитие речи - в этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.
Итак, игра занимает большую часть жизни младшего школьника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.
Как часто мы – старшее поколение, мысленно возвращаясь в детство, вспоминаем его самые яркие моменты. В воображении всплывает большой двор возле дома, засаженный деревьями, обеденная тишина, и детская площадка, замершая на мгновение, в ожидании своих веселых и шумных хозяев. И вот наступает момент, когда солнце уже готово скатиться со своего трона за горизонт, и тогда пустынный двор оживает. Один за другим, незаметно, как листва на деревьях весной, на площадке появляется целая гурьба разновозрастной детворы. И тут начинается самое интересное! Вот уже слышится:
Тай-тай, налетай!
Кто играет в игру,
а какую - не скажу,
всё потом расскажу!
Оборачиваешься и видишь, как стайка детей сбегается к зазывающему, и, хватаясь за большой палец предыдущего игрока, выстраивается пирамидка, желающих участвовать в игре. И вот дети уже считаются, кто будет водить, ни у кого не возникает мысли, что можно силой отстоять себе право ведущего, все по-честному, все справедливо.
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире;
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тот и будет водить!
А сколько игр было в арсенале нашего двора. Они передавались из поколения в поколение, свято чтя традиции шумного, веселого государства под названием «Детство», помогая познать себя, свои возможности, раскрыть особенности личности в разнообразных игровых ситуациях. И сегодня они хранятся в самых дальних уголках нашей памяти, запыленные временем, но не забытые.
Игры нашего детства
Наше детство было богато на подвижные игры, мы прыгали на скакалках, чертили на асфальте классики, натягивали резинку и не уставали с утра до вечера прыгать на ней. Игры с мячом в «Выбивного», «Пионербол» собирали под своими сводами весь двор. Но самыми любимыми подвижными играми были групповые игры.
Чему же все-таки учат дворовые игры?
Конечно же они учат находить общий язык; решать споры и конфликты, узнать себя, испробовать свои возможности, соблюдать правила, стремиться к равенству, адаптироваться в коллективе, взаимодействовать со старшими и младшими детьми, понимать и сочувствовать.
Кроме этого, дворовые игры являются самым действенным и естественным для ребенка способом вливаться в социум; возрождают интерес к живому общению; предотвращают замкнутость, необщительность, низкую самооценку, произвольность поведения; гармонизируют отношения между родителями и детьми; доставляют детям радость; прививают любовь к движению и свежему воздуху.
Почему исчезли дворовые игры?
Я выделила наиболее значимые моменты.
- они передавались по традиции, от родителей к детям, которые во дворах делились своими знаниями с другими, сейчас эта традиция почти утеряна;
- дети загружены развивающими занятиями, заданными на дом;
- детей отправляют в школу с 6 лет, учеба не оставляет времени для игры. Но помнится в школах детей так и брали с 6 лет и много лет назад, мы успевали на переменах попрыгать, побегать, после школы немного отдыхали, затем делали домашнее задание и бежали вечером на улицу.
- родители опасаются отпускать детей во двор, изолируют их от дворовой компании. А почему родителям тогда не поприсутствовать на площадке пока дети играют.
- дети, которых отпускают во дворы, не умеют себя занять социально приемлемыми способами;
- дети предпочитают общаться через Интернет, а не вживую.
Для того, чтобы вернуть все в нужное русло, необходимо вспомнить любимые игры своего детства, их правила, купить необходимый "спортинвентарь" - мячи, скакалки, ракетки, ведь они сейчас доступны для каждого кармана и научить этим играм своего ребенка или организовать компанию для игр, детей и их родителей.
Научите своих детей играть в подвижные дворовые игры – пусть их детство станет счастливее и интереснее прежнего!
В нашей школе начал действовать краткосрочный проект: Забавы «нашего двора» или игры, в которые не играют современные дети.
Цель: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников через организацию школьных перемен, динамических пауз, прогулок.
Задачи:
• Возрождение дворовых игр в нашей школе
• подготовить зоны для активного отдыха детей
• создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
• научить детей организованно проводить свободное время;
• организовать сотрудничество педагогов и детей.
А сейчас буквально несколько игр практикуемых в нашей школе:
Классики
Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.
Правила
На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т. д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.
• №1 – одна нога;
• №2 – одна нога;
• №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;
• №5 – двумя ногами (можно передохнуть);
• №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;
• №8 – одна нога;
• №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.
Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.
Количество игроков: не ограничено.
Резиночка
Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.
Правила
Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.
Уровни:
1. резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня);
2. резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
3. резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись);
4. резиночка на талии (почти никому не удавалось);
5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).
На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т. д.
Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).
Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Список литературы
1. Грачева И. А. ,МаландинаС. С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности//Школьный логопед. -2010.-№4.- с. 58-65
2. Данилюк Л. А. Инновации в деятельности школьного логопеда// Логопед. - 2010.-№3.- с. 105-109
3. 3. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. - М. :Творческий центр «Сфера», 2005
4. 4. Касаткина П. А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. - Волгоград, 2005.
5. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М. : Просвещение, 2001.;
6. Аникеева Н. П. Психологический климат. – М. : Просвещение 2002.;
7. Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности. – М. : 2004.;
8. Спиваковская А. С. Игра-это серьезно. - М. : Педагогика, 1999.;
9. Усова А. Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1995.;
10. Эльконин Д. Б. Особенности психического развития детей 9 – 11 лет. – М., 1998.;
11. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Педагогика, 2003.