Наталья Панкова
Сообщение на педсовете «Использование тёмной сенсорной комнаты в ходе коррекционной работы с детьми с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование сенсорной комнаты
в коррекционной работе с детьми с ЗПР.»
В рамках реализации проекта «Капелька света» было проведено с детьми занятие «День рожденья темноты»(я его публиковала на сайте maam.ru, главной целью которого было – преодоление страха перед темнотой. Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста испытывают страх перед темнотой.
Публикация «Сообщение на педсовете „Использование тёмной сенсорной комнаты в ходе коррекционной работы с детьми с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Занятие было проведено в вечернее время, чтобы создать атмосферу ночи, темноты. Темнота здесь является одним из главных «персонажей», а также необходимым условием для работы. «Ночной урок» - это не страшилки, а нежная колыбельная, ожившая Темнота и звучащая тишина, Светлячки и таинственные тени. Всё это причудливым образом соединяется в мировосприятии детей, таком образном и конкретном. «Ночной урок» - это игровые задания, тренирующие больше слух, чем зрение, сиюминутное ощущение…Интуиция и догадка здесь живут вместо «я знаю, что и кто».
За внешней занимательной формой занятия скрыт не только музыкально-педагогический смысл, но и эмоционально-психологический. Может ли темнота мёрзнуть за окном? Страшно ли, если рядом твои друзья? Почему так радостно, когда в темноте зажигаются красивые фонарики? Ответы на эти вопросы фиксируются в ощущениях, переживаниях, чувствах. Педагогические задачи скрыты для детей, поскольку проведение занятия в форме досуга не назидает, а старается тронуть, даёт шанс почувствовать и таким образом увлекает.
Обычные предметы и вещи обретают фантастические очертания в темноте. Основу занятия составляет взаимодополняющее единство музыки, речи и движения.
Чтобы создать иллюзию праздника детям было сказано, что сегодня день рождения у феи Ночи, использованы сюрпризные моменты – это приход гостей (привидений, Царицы Снов, Светлячков, световые эффекты.
Для развития не визуальных способов восприятия были подобраны различные игры и задания:
- обыгрывание стихотворения про гномиков – на развитие слухового внимания и памяти;
- игра «Догадайся, что это?», «Светлячок» - развитие тактильного восприятия;
- игра «Здравствуй, тот, кто в темноте» - моторной памяти, а также игры на координацию речи с движением, н-р при исполнении песни и проведении игры «Светлячок».
К занятию я постаралась подобрать соответствующий поэтический материал, это и стихи, песни. Стихи были выбраны такие, чтобы описать красоту ночи, задаться вопросом, где же живёт сон и т. д. Характер песен подчёркивал неторопливость, спокойствие, помогло почувствовать таинственность, вызвать сопереживание. Колыбельная была использована русская народная, т. к. народный фольклор – это проверенное поколениями средство успокоения, снятие возбуждения, где не только характер музыки, но и слова способствуют этому.
Для создания особой атмосферы был использован инвентарь сенсорной комнаты : это колба и светящиеся нити. Кроме того игра с использованием светящихся нитей «Пройди через волшебные ворота» способствовало развитию речи – умению подбирать прилагательные, а также умению понаблюдать за таинственной игрой огоньков в темноте.
Задачами занятия были:
- создание атмосферы обострённой чувствительности, проникновенности, душевного единения;
- создание условий для получения детьми удовольствия от процесса фантазийного общения и игры.
Мне кажется, что эти задачи были решены, благодаря тесному сотрудничеству с разными специалистами:
- психологом – педагогом, которая дала методические рекомендации по использованию оборудования;
- учителя-логопеда, которая много работает над развитием речи детей;
- музыкального руководителя, которая подобрала соответствующее музыкальное сопровождение; Хочется их поблагодарить.
Но на этом, конечно, останавливаться не нужно, будем продолжать вести коррекционную работу, стараясь максимально использовать все имеющиеся в нашей школе ресурсы: кабинет Монтессори, сенсорную комнату, сухой бассейн и т. д.